Кошмар без сделки по Брекзиту: Британии пообещали месяцы дефицита продовольствия

Кошмар без сделки по Брекзиту: Британии пообещали месяцы дефицита продовольствия

Борис Джонсон настаивает на продолжении переговоров между Лондоном и Евросоюзом

За коронавирусом и выборами в США совсем затерялась из виду очень важная дата: уже через три недели Великобритания де-юре покинет Евросоюз. Однако сейчас до сих пор остается без ответа главный вопрос: успеют ли стороны заключить торговую сделку по Брекзиту. Время на исходе, ведь соглашение еще должны утвердить законодательные органы и Соединенного Королевства, и Евросоюза.  

Фото: AP

Главный переговорщик ЕС по вопросам Брекзита Мишель Барнье предупредил, что он «не может гарантировать», что будет заключено торговое соглашение между Европейским союзом и Великобританией. Изначально Брюссель рассматривал среду, 9 декабря, как крайний срок для подписания соглашения.

Мишель Барнье сообщил депутатам Европарламента, что на данный момент остается ряд важных разногласий. Обе стороны ждут результатов переговоров премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона с президентом Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен назначенных на понедельник.

На закрытых встречах в понедельник утром Барнье заявил, что в воскресенье переговоры между ним и его британским коллегой Дэвидом Фростом продолжались около 10 часов, но не дали прорывов по основным нерешенным вопросам. Речь идет о правах на рыбную ловлю в британских водах и правилах честной конкуренции для бизнеса.

Барнье опроверг утверждения о том, что сделка по вопросу о рыболовстве была близка, несмотря на то, что переговорщики работали до полуночи. Он подчеркнул депутатам Европарламента, что переговоры в любом случае скоро завершатся, среда фактически становится крайним сроком.

«Исход все еще неясен, он все еще может пойти в обе стороны. ЕС готов многое сделать, чтобы договориться о справедливой, устойчивой и сбалансированной сделке. Именно Великобритания должна выбрать между таким положительным исходом или безрезультатными торгами», – сказал один из участников переговоров с Британией.

Пресс-секретарь Бориса Джонсона в ответ заявил, что премьер-министр по-прежнему «заинтересован» в заключении торговой сделки и не согласен с тем, что среда является крайним сроком для переговоров.

«Мы готовы вести переговоры до тех пор, пока у нас есть свободное время, если мы считаем, что соглашение все еще возможно», — сказал пресс-секретарь. Однако он исключил любую перспективу затягивания переговоров до 2021 года. Британия в любом случае покинет Европейский Союз в полночь с 31 декабря на 1 января.

Не вдаваясь в подробности интересов рыболовецких компаний Соединенного Королевства и Евросоюза, стоит отметить, что основной вопрос, над которым безуспешно бьются обе стороны – как сделать так, чтобы Британия могла принимать свои правила, при этом не теряя возможности выйти на европейский рынок без пошлин, и не получая при этом несправедливые преимущества.

Дело в том, что ЕС небезосновательно опасается, что в случае полного отсутствия регуляций Великобритания сможет создать такие условия, чтобы ее компании стали выдавливать своих конкурентов с континента. В то же время для Джонсона сохранение общеевропейских ограничений обесценивает весь Брекзит. Такого ему не простят ни британцы, ни даже родная партия.

Стороны пытаются найти соглашение, при котором Британия сможет «дышать свободно», но в то же время это не создаст угрозу для европейских рынков. Тем не менее, на данный момент все четче прорисовываются риски того, что соглашение может сорваться.

В этом случае и Британию, и Евросоюз ждет очень болезненный разрыв отношений. Между Соединенным Королевством и единой Европой будут разрушены все торговые соглашения, а это значит, что возникнет контроль на границах и обязательная визовая система, британские товары будут облагаться пошлинами при ввозе на континент, экономика обеих сторон получит серьезный удар.

Более того, эксперты предупреждают, что при плохом развитии событий Великобритания должна готовиться к многим неделям, а то и месяцам дефицита продовольственных товаров после 1 января, поскольку строгие европейские правила и перспектива длительных задержек на таможенной границе может отпугнуть водителей большегрузов даже от попыток перевезти товары через Ла-Манш.

Около 45% продуктов питания Великобритания импортирует, при этом 26% продтоваров поступает из ЕС. Европейский импорт идет в основном из Нидерландов (14 процентов от общего объема товаров из ЕС), Германии (11 процентов), Ирландии (10 процентов) и Франции (10 процентов).

Долгие таможенные процедуры, а также нежелание транспортных компаний из Евросоюза тратить время в дорогостоящих очередях из продовольственных фур в портах Великобритании, по мнению экспертов, приведут к нехватке любимых у многих британских покупателей продуктов, включая макароны, сыр, мясо и вино. Специалисты предрекают при «кошмарном сценарии», например, в британских магазинах дефицит испанских цитрусов, нидерландских помидоров, датской свинины.

Даже сыр чеддер – продукт, прочно ассоциируемый с Великобританией – может стать редким товаром, поскольку на самом деле Британия большую часть своего чеддера получает из Ирландии (а также большую часть говядины).

Ожидается, что цены на продукты питания и напитки повседневного спроса вырастут из-за дефицита и дополнительных расходов, которые несут компании, доставляющие товары в Британию.

Словом, Борис Джонсон в очередной раз поставлен в тяжелую ситуацию. Неудачную сделку ему не простит его партия, а отсутствие любых договоренностей – простые жители Великобритании. В такой ситуации Джонсону снова придется творить чудеса – как он уже делал в прошлом году.

Источник

Похожие записи