«Похвала Гафта была как присвоение звания Народного артиста»

Актер Василий Мищенко вспомнил боевое крещение от легендарного Валентина Иосифовича

Василию Мищенко, только что принятому в «Современник», завидовали все. Новичок, а получил главную роль в «Ревизоре», а вокруг него - одни звезды: сам Гафт в роли Городничего, Волчек и Неелова - жена и дочь. Актер вспоминает, как получил боевое крещение от Валентина Гафта. 

Актер Василий Мищенко вспомнил боевое крещение от легендарного Валентина Иосифовича

- Я волновался ужасно - кругом одни гении, и к тому же режиссёру Валерию Фокину нашептывали, что на роль Хлестакова вообще-то в театре есть свои именитые артисты. А он: «Мне нужен такой Хлестаков, как Мищенко и такой Городничий , как Гафт».

И вот спектакль. Моя первая сцена, стою в кулисах, жду выхода. Вижу, что Гафт отыграл свою сцену, ушёл  за кулисы, я отыграл и вернулся, а он подошёл сзади и говорит мне: «Если так будешь играть, я не  выйду  с тобой на сцену». И ещё приправил соответствующими крепкими выражениями.

У меня ноги подкосились. И потом ещё несколько раз он стоял в кулисах и недовольном бубнил про мою плохую игру. Один раз у меня лопнуло терпение,  и я его послал. Я был сам не в себе. На сцене  руки ходуном ходили, еле доиграл. Потом кинулся его искать, чтобы извиниться, а он идёт навстречу и на ходу говорит: «Гениально старик, гениально! Извини, ты не причём, это мне надо что-то делать с собой». И с того времени и до конца дней моя любовь к Валентину Иосифовичу была безмерна. И мы перешли на ты: я ему говорил «Валя», он мне «Вася». 

И никогда не забуду, как после первого прогона спектакля «Анархия» в постановке Гарика Сукачёв (сейчас «Анархия» не идёт в «Современнике» - М. Р.), я поднялся к себе в гримерку. Открываю дверь, вижу, что в кресле у окна в  темноте сидит Гафт. «Может не в ту гримерку попал?» - подумал я. а Валя: «Заходи, заходи... Ты не представляешь, что ты наделал. И как мне после такой работы выходить на сцену?» Я же был потрясён - это он, звёздный артист, не уверен в себе?» Его похвала была для меня как присвоение звания народного артиста. 

Но это Гафт. Он такой, соткан из сомнений и противоречий. Мог сказать «Гениально»  и тут же -  «говно полное». Помню в Прибалтике на гастролях: пляж в Юрмале,  и мы (Волчек, Гафт, Лена Яковлева) играем в игру. По очереди каждый подбрасывает ему одно слово, а он тут же, ничего не записывая, придумывает эпиграмму. Замолчит только на  минуту, подумает  и выдаёт - здесь и сейчас. Галина Борисовна только кричала нам: «Записывайте за ним, он же все забудет!». Богом поцелованный, талантливый Валя Гафт. 

И ещё помню,  как он первый раз прочёл мне мне стихотворение «Фуэте». Я приехал из Питера, где снимался, рассказал ему, что познакомился там с балетными артистами Володей Васильевой и Катей Максимовой. «А я их знаю, - сказал Валя.  - Я давно с ними дружу». И прочёл "Фуэте" - он только его написал. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28440 от 14 декабря 2020

Заголовок в газете: Гафт — это душа

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру