Музыкальный продюсер рассказал, сколько стоят хиты звезд

Пандемия разрушила гастроли артистов и принесла миллионы с продаж песен

Только на первый взгляд музыкальная индустрия состоит из исполнителей, музыкантов, их продюсеров и авторов песен. Но это только верхушка айсберга, видимая большинству. Настоящие большие деньги распределяются между звукозаписывающими компаниями и музыкальными издательствами, которые  целиком контролируют авторские права и потоки реализации. Однако уходящий год, заморозивший всю концертно-гастрольную деятельность, всколыхнул и эту прочную индустрию. Но лишь один человек осмелился переосмыслить положение авторов хитов в многомиллиардный цепочке музыкального бизнеса. 

Пандемия разрушила гастроли артистов и принесла миллионы с продаж песен

Мерк Меркуриадис давно известен западному миру музыки. Он руководит звукозаписывающей студией и работает в качестве звездного менеджера (например, с Элтоном Джоном и группой Guns N’ Roses). Но в 2020-м году Меркуриадис сообщил о необходимости революции в песенной сфере, заявив в New York Times , что традиционную модель музыкальных издательств необходимо уничтожить. 

Целые отрасли этого бизнеса, например, гастроли, закрылись в 2020 году, но музыкальные издательства не потеряли ни цента. Даже наоборот. Авторские права на песни, если они, конечно, достаточно популярны и долговечны, могут собирать устойчивые и предсказуемые потоки денег. А благодаря стремительно растущему онлайн-вещанию, спрос на композиции уже вырос в несколько раз. Некоторые музыканты заключили крупнейшие сделки за свою карьеру именно в период тотального локдауна.

Так, американская певица Стиви Никс продала контрольный пакет акций своего песенного каталога за 80 миллионов долларов. А Боб Дилан подписал контракт на все свое собрание сочинений из более чем 600 композиций на сумму 400 миллионов долларов.

Компания, которая провела больше всего таких транзакций и сделала это быстрее всего, называется Hipgnosis Songs Fund. Именно ей руководил музыкальный революционер  Меркуриадис  до июля 2018 года. Всего за два с половиной года Hipgnosis потратила около 1,7 миллиарда долларов на приобретение прав на более чем 57 000 песен из завидного списка авторов. Hipgnosis полностью или частично владеет 108 песнями хип-хоп-продюсера Timbaland; 188 треками Джека Антоноффа (соавтора Тейлор Свифт); 197 – Дебби Гарри и Криса Стейна из группы Blondie; 814-RZA из клана Wu-Tang и 1068 – Дэйва Стюарта из Eurythmics.

Глядя на эти цифры кажется, что каждая из сторон музыкально-издательского бизнеса защищена немалыми деньгами. Но, по словам Меркуриадиса, структура, которая поддерживала издательский рынок и средства к существованию авторов песен на протяжении столетия, в корне разрушена и нуждается в восстановлении.

«Люди смотрят на песни как на неодушевленные предметы, а я – нет. Мне кажется, это великая энергия, которая заставляет мир вращаться. Они заслуживают того, чтобы ими управляли с тем же уровнем ответственности, что и людьми», – говорит он в своем заявлении.

В серии интервью New York Times Меркуриадис поделился планом реформы. Он говорит, что крупные издатели, которые являются подразделениями гигантов в сфере звукозаписывающих компаний, владеют слишком большим количеством материала и не могут его использовать должным образом. Например, Sony хранит авторские права почти на 5 миллионов песен, включая The Beatles и Motown songbooks. Однако они лежат мертвым грузом, как трофей, и не приносят ни должных денег авторам, ни ожидаемой популярности композициям.

Вместо этого он выдвигает план «Управление песнями», в котором более скромные компании заботятся о небольших коллекциях высокоценных хитов, каждый трек подвергается анализу прибылей и убытков, чтобы обеспечить его максимальную ценность. Hipgnosis, по его словам, в конечном итоге будет владеть не более 150 000 наименований.  

Как пример такой работы Меркуриадис приводит недавно приобретенный фрагмент главного рождественского хита американской певицы Мэрайи Кэри «All I Want for Christmas Is You», который беспрерывно звучит во всех торговых центрах по всему миру. Или сделка с Netflix, который использовал сразу 4 песни из каталога Hipgnosis для нового сезона мегапопулярного сериала The Crown.

Скептики уже задаются вопросами, вернет ли Меркуриадис потраченные на хитовые песни миллионы. Но по оценке независимых экспертов стоимость его каталога уже выросла на 10% с апреля по сентябрь. Таким образом, он убедительно доказывает, что авторские права на написание песен являются недооцененными активами.

Потоковое вещание, которое помогло перевернуть умирающую судьбу музыкальной индустрии XXI века, также укрепило модель поп-производства, в которой немногие звезды пишут свой собственный материал. Вместо этого целая сеть авторов и продюсеров снабжает их песнями. Однако гонорары распределяются обратно пропорциональным образом – исполнители получают примерно в пять раз больше, чем авторы песен.

«Сейчас мы находимся в парадигме, когда 90% подписанных артистов полагаются на авторов песен, которые помогают им создавать хиты. И все же, когда дело доходит до получения денег, автор песен занимает низшую позицию на тотемном столбе», – заявляет Меркуриадис.

Музыкальная индустрия имеет непростую историю. Многие артисты продавали авторские права и теряли контроль над своими сокровищами. Случаи, подобные истории Брайана Уилсона из The Beach Boys, чей отец продал каталог песен группы в 1969 году за 700 000 долларов — жалкие гроши в ретроспективе последних лет — до сих пор преследуют многих артистов и их представителей.

Тем не менее, многие артисты жалуются, что из-за потери гастрольного дохода во время пандемии у них нет другого выбора, кроме продажи своего самого ценного актива. Меркуриадис намерен обезопасить авторов и буквально спасти их от голода, пересмотрев статус истинных производителей хитов. «Я хочу, чтобы музыкальный бизнес признал – автор песен и есть главная звезда шоу», – говорит Меркуриадис.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру