Для пандемического времени это поистине историческое событие. В то время, как другие государственные и частные музеи терпят убытки и вынуждены прижиматься, сворачивать свои проекты, Пино открывает большой музей. Понятно, что для коллекционера это дело принципа: для него открытие музея – воплощение долгожданной мечты, к которой он шел почти полвека. Именно тогда, в 1970-х, он начал собирать искусство, да так увлекся, что в итоге купил себе целый аукционный дом – Christie’s Пино приобрел в 1998 году. Через него проходят лучшие предметы искусства, попадающие на арт-рынок, так что немудрено, что у коллекционера были все возможности получить шедевры мирового значения. Некоторые из них можно было видеть в Венеции, где у Пино уже есть несколько арт-площадок: это старинный особняк палаццо Грасси на Гранд-канале, бывшее здание морской таможни Пунта делла Догана и Театрино. Но Италия для Пино была отчасти вынужденным маневром: когда по разным обстоятельствам не сложился проект музея на острове Сеген, коллекционер решил переключиться на другую географическую точку, с богатой культурной историей. Однако он все же не отказался от мечты показывать свою коллекцию в родной Франции.
Историческое здание Торговой биржи, расположенное близ Лувра, реконструировал под музей современного искусства японский архитектор Тадао Андо, лауреат Притцкеровской премии, которая считается аналогом Нобелевской – только в области архитектуры. Андо и прежде работал с Пино – реконструировал для него две венецианские площадки. Он славится грандиозными реконструкциями, где совмещает исторический контекст с современным минималистичным интерьером. Таково будет и новое арт-пространство в центре Парижа. У здания Торговой биржи – длинная и захватывающая история. Пятьсот лет назад на этом месте выросла первая постройка – «Дом королевы» – поскольку астролог Екатерины Медичи Козимо Руджиери заявил, что здесь сходятся энергетические линии. А в 1763-1767 годах на его месте появилось уже здание для проведения переговоров торговцев, которое не раз трансформировалось в следующие столетия. В 1811 году над открытым внутренним двориком водрузили железный купол, упомянутый в романе Гюго. Внутри, под куполом, сохранились исторические фрески, которые Тадао оставил нетронутыми (хотя их и отреставрировали). А на старом фундаменте архитектор возвел современную бетонную конструкцию цилиндрической формы диаметром 30 и высотой 9 метров, сохранив при этом историческую структуру памятника архитектуры. В результате реконструкции в музее появится семь выставочных залов, входная зона и комната для медитации, а также аудитория с «черным ящиком» — студией для демонстрации кино на 284 места. Реконструкция обошлась Франсуа Пино в $170 млн.
Первая выставка, которую представят в музее уже 23 января, получила название «Открытие». Для Пино это название – своего рода манифест. Им коллекционер заявляет, что искусство – это путь к инновациям и открытости человечества, что важно в тот исторический момент, когда не только закрываются многие институции (из-за карантина и по другим причинам), но и происходят разные разобщающие процессы, как, например, выход Великобритании из Евросоюза. На выставке «Открытие» будут показаны разные произведения из коллекции Пино – от живописи и скульптуры до видеоарта, современной фотографии и инсталляций. То есть от более классических работ середины ХХ века до самых современных радикальных высказываний. В экспозицию войдет около 10 тысяч работ, созданных 380 художниками. Таким образом, музей Пино станет одним из крупнейших частных музеев на планете.