Выставка Андрея Монастырского родилась из окна квартиры

«Атрибут» вечности рассмотрели на «Винзаводе»

Современное искусство, особенно отечественное, очень литературно. Иной раз кажется, что без объяснения концепций ничего не понять. Но это далеко не всегда так, даже если речь идет о работах концептуалиста, что доказывает новая выставка Андрея Монастырского «Атрибут», открывшаяся в галерее XL на «Винзаводе». Один из основателей движения московского концептуализма и легендарной группы «Коллективные действия» представляет атмосферный орнамент из видео, снятых из окна своей квартиры.

«Атрибут» вечности рассмотрели на «Винзаводе»

Оказавшись в галерее, вы становитесь наблюдателем — смотрите на мир из окна известного художника Андрея Монастырского. Перед вами один и тот же вид в разное время года на пяти проекциях, занимающих все стены. Время от времени одна из картинок меняется — вместо пейзажа возникает сам художник, который что-то пишет в ноутбуке. Его пальцы летают по клавишам в такт музыке, которая звучит вокруг; кажется, что он пианист, чье прикосновение к клавиатуре рождает звуковой орнамент пространства. Видеопейзажи на стенах — тоже орнамент, созданный из повторений реальности. Правда, то и дело повтор нарушается: например, вдруг вместо одного видео из московского окна возникает съемка, сделанная из окна поезда в какой-то далекой стране.

   «Искусство возникло в результате повтора. Скажем, палеолитический человек, оставляя зарубки на своем копье, считал число убитых им бизонов. Искусство возникло в тот момент, когда он в часы скуки повторил их еще раз без какого-либо прагматического смысла. Так получился орнамент. <…> Он (повтор) необходим, но не всегда достаточен. Второй важный принцип — это, конечно, различие. Различие появляется в любом повторе как бы автоматически. Просто потому, что абсолютный повтор невозможен», — пишет другой художник, Анатолий Осмоловский, в тексте к выставке Монастырского. 

   Все это можно считать и без слов. Погрузиться в атмосферу орнаментальной реальности. Ежедневно каждый из нас смотрит в свое окно, но не всегда считывает орнамент, рисуемый природой — главным художником жизни. Монастырский считывает. Он снимает такие видео с 1989 года. За это время набралось около 60 «заоконных» записей. Эти монотонные картины не нарушает ничто. Это сама жизнь — в своем самом размеренном течении. 

   В ней, однако, чувствуется связь с акционизмом, прославившим автора. В 1970–1980-х годах группа «Коллективные действия» делала свои произведения на природе — другого выхода у художников, чье искусство не принимала официальная идеология, не было. Участники «КД» ездили в Подмосковье и там совершали разные концептуальные действия — природа становилась полотном, соучастником и одним из творцов их работ. На одной из стен галереи можно найти несколько документальных свидетельств тех лет — небольшие фото можно рассмотреть через лупу со встроенным фонариком. 

   Теперь, спустя годы, Монастырский вновь обращается к природе, которая зациклена в своих повторах: времена года сменяются, создавая вечный фриз. Вслед за ней художник создает свой орнамент — построенный на повторах и различиях с реальностью. Создает атмосферу, которая погружает зрителя в декоративное восприятие мира и отрешает от всего событийного и мимолетного. Создает пейзаж вечного.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру