Отбыв наказание непонятно за что, как говорит живущая в Торонто дочь художника, Дворкин эмигрировал в Израиль, где пахал на чужого дядю, выдававшего его картины за свои. Советский художник нигде не выставлялся, писал портреты, но его имени никто не знает. Владимира Дворкина не стало в 2011 году. Часть его семьи продолжает жить в Израиле. По воспоминания вдовы, из тюрьмы он вернулся другим человеком. Авторы фильма нагнетают ужасы вокруг его добровольного, как выясняется, рабства. А ему просто надо было выживать в другой стране. Родственники Дворкина не хотят говорить о том, что с ним в действительности произошло, опасаясь преследований влиятельного израильского художника и акциониста Оза Альмога, якобы присвоившего чужие работы. Зато 24-летний внук художника Роман Лапшин, живущий в Канаде, хочет восстановить правду. Ему было 16 лет, когда умер дед. И сколько бы ему ни объясняли, что дедушка все сделал добровольно, Роман намерен разоблачить злодея. На самом деле его больше интересует не поиск истины, а сенсационное расследование. Ради этого Роман приезжает к Озу в Вену, создает видимость того, что снимет о нем кино. Последствия окажутся непредсказуемыми. «Портрет» интересен непреднамеренной путаницей: разоблачая одного, ставят под сомнение себя. Владимир Дворкин, ради которого все затевалось, уходит на второй план. Зато появится возможность поговорить о границах допустимого в кино, которое может породить нечто вроде портрета Дориана Грея. Все тайное становится явным.
В программе фестиваля представлены новые неигровые ленты, премьеры которых прошли на мировых киносмотрах. В основном конкурсе участвует чешская картина «Новая смена» молодого режиссера и специалиста по творчеству Кшиштофа Кеслевского Йиндржиха Андрша. Картина рассказывает о 44-летнем шахтере. Глядя на него, можно вообразить его кем угодно, скажем, рокером. Только не шахтером. Волосы до плеч. Обнаженный, он после смены идет в душ, смывает угольную пыль. Голый шахтер на экране – это нечто. Томас, как и его коллеги, многим из которых за 50, вынужден искать работу после закрытия шахты, которой отдано 24 года. Когда он сменит ее на офис и это растиражируют СМИ, Томас превратится в некий проект, станет знаменит. Его начнут приглашать на телешоу, но проблемы человека, потерявшего все, так и останутся его личным делом.
Узнав из СМИ о том, что шахтеры, лишившись работы, пошли на курсы программирования, режиссер отправился туда. «Я не думал, что на фильм уйдет два года, — рассказал Йиндржих Андрш. — Мы провели вместе четыре года и до сих пор продолжаем общаться. Только что прошла премьера в Праге, где присутствовал Томас. Время идет, и он привык к ситуации, продолжает работать. Его даже пытаются переманить другие компании». Но судьба остальных шахтеров оказалась не так успешна.
«Принца мечты» шведско-датского производства сняла Джессики Неттельбладт. После пяти лет работы она поняла, что картина не готова. На ее завершение понадобилось в итоге десять лет. Присутствовавший на российской премьере режиссер Аскольд Куров во время нашего общения в zoom сказал Джессике: «Не могу себе представить, как снимать десять лет».
За героем фильма Эриком – теперь уже взрослым мужчиной — режиссер начала наблюдать с той поры, когда он был девушкой по имени Лиза, чувствовал себя так, словно заперт в чужом теле. А познакомились Джессика и ее будущий герой, когда Эрику-Лизе было 16 с половиной лет. В общем, жила на свете девушка, которой ее грудь напоминала две большие опухоли. Она одевалась в мужскую одежду. Лизе было неуютно в женском теле. Она не чувствовала себя стопроцентной женщиной, выглядела как мальчик-подросток. В итоге прошла через гормональную терапию, операцию по удалению молочных желез и под прицелом камеры превратилась в мужчину. Пережила объяснение с родителями, которые в итоге приняли ситуацию, что не избавило от страданий. Как скажет мать: «Была у меня дочь Лиза. Бац! И я стала мамой сына».
После фильма состоялся разговор в zoom с режиссером и Эриком. Теперь это взрослый бородатый мужчина.
«Меня снимали десять лет, — вспоминал Эрик, — задавали много вопросов. Я чувствовал себя как на сеансе психотерапевта. Иногда это были одни и те же вопросы, и я все больше задумывался о верности своего выбора». Сейчас Эрик чувствует себя гораздо лучше. А когда ему было трудно, он отправился в некое духовное путешествие. Джессика с тяжелой камерой в руках проехала с ним через север Франции в испанский город Сантьяго-де-Компостело, куда устремляются паломники со всего мира. «Необходимо было подружиться, чтобы Эрик мне поверил. Когда мы встретились, ему сложно было говорить о своих чувствах. Я рада, что сейчас он рядом и говорит с вами», — призналась Джессика. Эрик сделал в фильме признания, на которые не каждый бы отважился, рассказал, как в 13 лет, еще девочкой, был изнасилован взрослым мужчиной, какой сильной была травма. Теперь у Эрика есть жена, и она изначально знала, что он сменил пол. Все это совершенно невероятно и показано с такой беззащитной искренностью, что ничего, кроме сочувствия, не вызывает. Очень сильная и смелая картина.
Завершится «Докер» фильмом «Прекрасное: Истории космической станции» британского режиссера Клэр Льюинс. На показе будут присутствовать российские и итальянский космонавты Сергей Волков, Сергей Крикалев и Саманта Кристофоретти, участвовавшие в съемках. Картина рассказывает о Международной космической станции, которая стала домом для исследователей, находящихся в 250 милях от Земли.