Режиссер Сторожева рассказала о работе с Пускепалисом в «Шифре»

«В голове не укладывается, что Сережи больше нет»

Марьяна Спивак, Екатерина Вилкова и Елена Панова по-прежнему неотразимы в платьях послевоенной эпохи. Актрисы снова перевоплотились в бывших разведчиц, которым нет покоя даже в мирное время. Третий сезон «Шифра» пестрит прекрасными южными пейзажами и десятками новых персонажей, которые, впрочем, ничуть не мешают детективным интригам каждой серии.

«В голове не укладывается, что Сережи больше нет»
Кадр из сериала "Шифр". Фото предоставлено пресс-службой Первого канала

Вопреки правилам сериальной индустрии все три сезона «Шифра» крепко держат одни и те же руки. Для режиссера Веры Сторожевой этот сериал стал работой уже на пять лет, однако под ее руководством по-прежнему получается весьма увлекательный детектив.

И это при том, что Вера Михайловна не обладает внушительным опытом ни в сериалах, ни в детективах. Сторожева больше известна как режиссер полнометражных фильмов («Француз», «Путешествие с домашними животными», «Небо. Самолет. Девушка») и большой специалист по драмам и мелодрамам. Тем не менее азарту, с которым известный режиссер принялась за многосерийный детектив, позавидуют многие коллеги.

В беседе с «МК» Вера Михайловна обсудила старинный реквизит, современные женские лица, непрофессионалов в кадре и вспомнила Сергея Пускепалиса, для которого третий сезон «Шифра», к сожалению, стал последним.

— Как режиссер вы снимаете уже третий сезон «Шифра», а еще в каждом из сезонов вы участвовали как сценарист. Наверное, съемочный процесс для вас настолько отлажен, что и особых трудностей не возникает…

— Сейчас все действительно отлажено. Съемочная команда у меня не меняется, и получается, что мы вместе работаем уже пять лет. В перерыве между сезонами я, правда, сняла полнометражное кино «Мария. Спасти Москву», но потом вернулась к «Шифру».

— В вашей фильмографии в основном полнометражные фильмы, а сериалов всего два. В чем причина такого осторожного подхода к этому формату?

— Когда я начинала, в конце 90-х, сериалы для телевидения на фоне полного метра молодыми режиссерами были слегка презираемы. И я от многого отказывалась. Моим первым сериалом стал «Развод» по сценарию Анны Козловой, и в процессе работы я увлеклась. Сейчас в телевизионном фильме или сериале больше возможностей, и мне интересно. Кино — это все-таки ручная работа. Я бы даже назвала его маленькой шкатулкой ручной работы.

— «Шифр» — лицензионный проект, у которого есть британский первоисточник. Что из придуманного британцами осталось в вашем сериале?

— В первоисточнике всего семь серий, у нас уже сорок восемь, так что мы толком ничего из английского сериала не перенесли. Вся драматургия — своя. Да и невозможно сравнить англичанок послевоенной эпохи с нашими женщинами. Мы скорее все придумывали заново, чем адаптировали. Можно сказать, осталась основа: четыре очень умные, необыкновенные женщины с разными способностями, помогающие расследовать преступления. Но у наших, конечно, более драматичная судьба.

Вера Сторожева

— Даже самые сердитые критики отмечают, что вам удалось отобрать актеров, которым очень подходят их роли. Вы долго их искали?

— Кастинг продолжался примерно полгода. С каждой из четырех героинь была отдельная история. Например, Яна Дюбуи, которая играет Софью, с момента проб до утверждения успела выйти замуж за итальянца и уехать в Италию. Когда я ей позвонила с новостью о том, что ее утвердили, она сказала: «Я живу в Италии, бросила профессию и иду от доктора, который мне сказал, что беременна». А у нас впереди полгода съемок, и пришлось как-то выкручиваться. Перед съемками второго сезона Яна уже ждала второго ребенка, и мы решили, что выдадим замуж героиню и сделаем ее беременной. И как раз в конце второго сезона актриса снова стала мамой.

— Многие ваши коллеги иногда рассказывают, как непросто найти лица для фильма о другой эпохе, потому что современная косметология и стоматология очень изменили людей. Вы сталкивались с такой проблемой?

— Некая новая порода девушек действительно появилась. Я стараюсь избегать типажей, которые гуляют по Патрикам. Но если нет надутых губ и перетянутых скул, то проблемы решаются. Когда к нам на кастинг приходят молодые современные девушки-актрисы, им подбирают грим и костюм, и они просто преображаются. Ну, вы видите это в кадре.

— «Шифр» в визуальном отношении, конечно, можно назвать еще гимном моде ретро. Вся эта одежда воссоздана по старым лекалам или реквизит тех времен?

— В основном все настоящее. Исторические костюмы в количестве примерно ста комплектов мы брали в аренду на чешской студии «Баррандов». Что-то стилизуем и сами шьем, потому что персонажей все-таки много. Но главные героини носят настоящую одежду той эпохи.

— В новом сезоне сериала как будто добавилось красок из-за множества сцен на фоне красивой природы…

— Или мы очки протерли (смеется)… Действительно цвета стало больше. Мы решили не таиться в питерских подворотнях, где раньше снимали старую Москву, и отправились в Кавказские Минеральные Воды. Естественно, появились горы, долины, источники — в общем, мы старались дать в кадре побольше воздуха.

— Этот сезон «Шифра» стал одной из последних работ Сергея Пускепалиса. Вы его снимали в нескольких своих проектах. Каким он вам запомнился?

— Мы работали с Сергеем в шести проектах — можно сказать, что он мой актер. Впервые мы с ним встретились на съемочной площадке на картине «Скоро весна». По-моему, эта была вторая его работа в кино и, как он сам потом говорил, одна из любимых ролей.

Мы подружились и с радостью сотрудничали. Иногда бывало, что я ему отправляла сценарий и потом могла позвонить и спросить, прочитал ли он его. Сергей обычно отвечал: «Зачем, мы же работаем на доверии». Бывало, как в фильме «Мой парень ангел», он был весь фильм за кадром и присутствовал только «голосом по телефону», а потом появился на один эпизод в финале. С ним было очень приятно работать, и все мы, конечно, тяжело переживаем его трагическую смерть.

Мы снимали в Пятигорске, а его дом и жена Лена — в Железноводске, это соседние городки. Была осень, и теперь уже с болью и с еще большей любовью вспоминаю, с какой гордостью Сережа привозил из своего собственного сада фрукты и виноград для всей съемочной группы. В голове не укладывается, что его больше нет. Он ждал в сентябре премьеру «Шифра». Теперь это последний для него сезон…

С ним никогда не было проблем. Слава, известность никогда на него не влияли в дурную сторону — на его отношение к работе или общение с любыми людьми. Операторская группа называла его «безупречным» за готовность всегда к работе, за точность на площадке: «Сережа, ты у нас крейсер «Безупречный»…»

— Вы довольно опытный режиссер, и у вас на площадке, наверное, никто не капризничает и не «звездит». Или бывает?

— Есть кастинг и репетиции, и на этом этапе я уже хорошо понимаю, смогу ли найти общий язык с актером или актрисой. Вообще здесь, наверное, речь идет о некоторых ролевых играх. Есть режиссер и есть актер. И даже если режиссер — дебютант, а актер — уже народный артист или телезвезда (кстати, с ними проблем, как правило, больше, чем с народными), то ему все равно нужен тот, кто будет руководить на площадке. Я иногда смотрю фильм и понимаю, что актеры на съемках делали что хотели или что могли. И никто не делал им замечаний и не ставил задачи. Это сразу видно, потому что разваливается весь актерский ансамбль.

Конечно, у меня тоже случались непростые притирки с артистами, но никогда не было так, чтобы я хотела одно, актер — другое, и в итоге он бы не выполнил то, что мне необходимо. Либо кнутом, либо пряником, но я своего достигаю.

— У вас, кстати, тоже есть актерский опыт. Могли бы, наверное, и себе в «Шифре» прописать какую-нибудь роль…

— Мы иногда шутили с оператором и художником: нужно нам тоже встать в кадре и сняться втроем. Но если серьезно, таких мыслей у меня не было, несмотря на то, что в каждом сезоне добавляются примерно сто двадцать новых персонажей. Это огромный кастинг, и иногда я снимаю уже всех кто рядом. Вот наш консультант, генерал-лейтенант, сыграл участкового. В Минеральных Водах в нашем распоряжении был Театр оперетты, и в сериале снимались и самодеятельные актеры, и вахтеры, и охранники, и даже вертолетчик, которого я приняла за профессионального актера! Возить актеров-эпизодников из Москвы недешево, поэтому всех — в дело (смеется). Хотя, конечно же, я никогда не пущу в кадр человека, который для этого совсем не годится.

— Наверное, при таком масштабном производстве бывали моменты, когда казалось, что все идет прахом…

— За свою многолетнюю работу в кино я понимаю, что может случиться абсолютно все. Но я доверяю обстоятельствам. Если что-то происходит, то, значит, мне нужно подумать над ситуацией и понять, как ее использовать, если я ее не могу изменить. Вот, например, не смог сниматься актер, с которым мы репетировали. В таких случаях я уверена, что найду кого-то еще лучше, и, как правило, такие обстоятельства обновляют замысел и весь процесс. Когда все идет гладко, то это расхолаживает. А если чего-то не хватает, то твоя фантазия и фантазия твоей группы начинают интенсивно работать, и результат обычно лучше. Лишь бы были все живы и здоровы — остальное поправимо. Не помню, чтобы я когда-то отменяла съемочную смену…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28917 от 23 ноября 2022

Заголовок в газете: Вера Сторожева: «В голове не укладывается, что Сережи больше нет»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру