На премии «ТЭФИ-Регион» нашлось то, чего не хватает Центральному ТВ

Одним из фаворитов церемонии стал фильм о борьбе с раком

Неотразимый в любое время года Петербург, респектабельные интерьеры исторического отеля «Астория», звездные гости и десятки телепроектов в самых разных номинациях. Церемония «ТЭФИ-Регион» прошла с вполне столичным лоском, однако многие из представленных программ оказались еще ярче декораций, в которых их обсуждали.

Одним из фаворитов церемонии стал фильм о борьбе с раком
Ведущие церемонии Екатерина Стриженова и Дмитрий Луговкин.

Вопреки обывательскому мнению о том, что телевизионная жизнь связана исключительно с Москвой, уровень регионального телевидения, особенно в последнее время, впечатляет даже тех, кто забыл, как можно удивляться. Вероятно, за пределами Москвы с меньшим блеском показывают конкурсы талантов и звездные ток-шоу, но есть немало форматов, в которых нестоличные студии чувствуют себя очень уверенно. «МК» после внимательного изучения некоторых номинаций церемонии, организованной фондом «Академия российского телевидения», делится своими фаворитами среди победителей.

К детским программам не принято относиться слишком серьезно. Более того, конкуренция с мультиками вроде бы считается бесполезной, поэтому на больших детских каналах собственные передачи предпочитают делать максимально мультяшными и по интерьерам, и по стилю ведения. Но в Черкесске, на канале «Архыз 24», взгляд на познавательные шоу для школьников куда более жизненный.

Победивший в номинации «Программа для детей» проект «ProБыть» чем-то напоминает экстремальные, но очень веселые уроки труда. Для премии был представлен выпуск про профессию валяльщика, и это зрелище, от которого трудно отвести взгляд. Овцы отчаянно блеют, ножницы и машинки издают угрожающие звуки, ведущие выдают полную гамму чувств современных молодых людей, оказавшихся в весьма непривычных обстоятельствах. По энергии в кадре эту программу можно сравнить с хитами западных телеканалов об удивительном досуге. Если детей что-то и может отвлечь от телефона, так это овечий протест стрижке. Кстати, на взрослых это тоже производит впечатление.

В номинации «Телевизионный документальный фильм» победил весьма амбициозный проект омского «12-го канала» «Михаил Врубель. Подняться над земным». Фильм посвящен подготовке самой масштабной за последние шестьдесят пять лет выставке художника в Третьяковке (на нее потом стояла, наверное, вся Москва), и эта подготовка, конечно, стоила того, чтобы снимать в разных городах все ее этапы.

Жюри и президент Фонда «Академия Российского телевидения» М.Е.Швыдкой.

Музейная жизнь уверенно превращается в некое подобие нового рок-н-ролла, а скрытая сторона работы этой индустрии — от реставрации картин до их перевозки и установки таким образом, чтобы публика испытала шок и трепет, — кажется увлекательной до неприличия. Авторы фильма довольно лихо соединили в получасовом проекте и рассказы о Врубеле, и музейное закулисье, и поиски работ художника в неочевидных местах. На выходе вышел прямо-таки арт-детектив; правда, несмотря на успех фильма, его создатели посетовали «МК» на то, что в ходе работы им постоянно приходилось объяснять продюсерам, зачем все это нужно. К сожалению, гуманитарное телевидение, как в регионах, так и в столице, до сих пор остается вещью в себе, ценность и важность которой не всем понятна.

Среди развлекательных программ приз достался стендап-шоу «Взрослые люди» столичного «Телеканала 360». Шутки, особенно от людей в возрасте, когда уже не до шуток, наверное, можно считать безотказным приемом, в том числе и для жюри. Однако программа симферопольского канала «Миллет» под названием «Сеяат. Путешествие» впечатлила не меньше. Это тревел-шоу, и выпуск, который представили на конкурс, посвящен крымским озерам. Вполне возможно, именно сейчас спрос на медитативное телевидение возрастет многократно, и вот уже есть люди, которые умеют его делать.

Погружение в природу без звездной мишуры и назидательных речей — жанр вполне самодостаточный. Иногда казалось, что в этой программе нет ни одного некрасивого кадра, а люди, запечатленные на фоне сногсшибательных пейзажей, просто поголовно счастливы. И чего уж там, смотреть на залитое солнцем великолепие, находясь в ноябрьском Петербурге, приятно в квадрате.

В номинации «Телевидение и жизнь: специальный проект», как правило, представлены штучные работы, авторы которых явно пытались выйти за рамки производственной рутины и сделать что-то вне времени. Все три финалиста здесь оказались не напрасно, тем не менее об одном фильме начали говорить еще до церемонии. Это работа канала «Сургут 24» под названием «Химия была, но мы расстались».

В основе фильма крупный российский проект по поддержке женщин, больных раком; но главными героинями стали четыре жительницы одного региона. Документалки о людях, которые борются с онкологией, редко получаются недушераздирающими. Каждый, кто оказался в шаге от смерти и рассказывает об этом не самом веселом опыте, вызывает целую гамму очень сильных чувств.

Героини этого проекта после всего ими пережитого вызывают скорее восторг, чем жалость. А сам фильм лишний раз напоминает, каким полезным и вдохновляющим может быть телепроект на тему, которую далеко не все продюсеры сочтут рейтинговой.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28922 от 30 ноября 2022

Заголовок в газете: До самых до окраин

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру