Выставка Петрова-Водкина и его ученицы показала неожиданный драматизм

Крымское землетрясение глазами автора «Купания красного коня»

Выставка Кузьмы Петрова-Водкина никак не может обойтись без красного коня. В Музее Москвы, где представили проект о художнике и его ученице Марии Ломакиной, он тоже есть. Открывает экспозицию икона Михаила Архангела на красном коне, подобные образы вдохновляли и автора знаковой картины. А заканчивает выставку работа нашего современника – внука Гелия Коржева Ивана, где огненный конь изображен крупным планом.

Впрочем, такое окаймление – не главное. В центре внимания то, что часто остается за кадром: судьба автора «Купания красного коня», принципы его педагогической деятельности, которой он занимался более 20 лет, и их результаты в творчестве его неординарной ученицы. Особое место в проекте занял Крым, где родилась Ломакина, и который Петров-Водкин писал во время землетрясения.

Крымское землетрясение глазами автора «Купания красного коня»

Перед нами две судьбы – учителя и ученицы. Многое в них оказывается схожим. Кузьма Петров-Водкин родился в семье сапожника: на своей дипломной работе изобразил своих родных за работой. Муж Марии Ломакиной был мастером игрушки, и на одной из ее картин можно видеть его за работой. Оба выросли рядом с водной стихией: Петров-Водкин на берегах Волги (родился в Хвалынске), Ломакина – в деревне под Ялтой. У обоих художественное дарование проявилось еще в детстве, и судьба сама подтолкнула на путь искусства. 

Оба испытали влияние передвижников, что чувствуется в ранних работах: Петров-Водкин учился у Серова, Ломакина была знакома с Константином Коровиным, который видел ее этюды и оставил о них одобрительный отзыв. И каждый пошел своим путем, на который повлияла история страны.

В 1923 году Марию Ломакину, отличившуюся на выставке Художественного общества Южного берега Крыма, направили в Петроградскую Академию художеств, где она поступила на монументальное отделение – в мастерскую Петрова-Водкина. К тому моменту художник был уже хорошо известен, а его педагогическая программа, в основе которой принципы трехцветия, сферической перспективы и движения, принята Академией художеств как «наиболее цельная и последовательная».

Какие задания он давал своим ученикам? Динамические. Например, изобразить «улицу бегущего», «комнату лежащего» или «пейзаж падающего». Как выразить эти поэтические формулировки на холсте? Опять же – динамически. На выставке зритель это может видеть на примерах работ учителя и ученицы. Холсты Петрова-Водкина представлены на красном фоне, Ломакиной – на светло-голубом. На некоторых стенах они соседствуют, так что легко проследить связь.

Особенно она чувствуется в ряде пейзажей и портретов, где акцентные цвета – красный, синий и желтый (колористический принцип Петрова-Водкина вырос из иконописной традиции), а мир видится как сфера, где, по выражению самого художника, «колебания встречных, пересекающихся, сходящихся и расходящихся осей предметов, как в увеличительном стекле». 

Среди представленных работ есть и редкости. Например, керамический набор (чашка и блюдце), выполненный по эскизам Петрова-Водкина, - таких было не больше двадцати. Этот, голубой с красными квадратиками, приехал в Москву из Эрмитажа. Есть пейзаж, написанный в Париже (1909 год), когда стиль художника еще оформляется и только формируются принципы, которые он передаст сотням учеников, среди которых Мария Ломакина будет одной из самых одаренных.

Самое же драматическое произведение написано художником в Крыму – на родине его ученицы. В 1927 году Кузьма Петров-Водкин с семьей приехал в Коктебель в гости к Максимилиану Волошину. Как раз тогда там случилось землетрясение магнитудой 7-8 баллов. Рушились здания, гибли люди, но не только под обвалами – некоторые скончались от разрыва сердца, сошли с ума…

Когда в три часа ночи 12 сентября начались первые, самые сильные толчки, Петров-Водкин первым делом побежал в комнату к дочери, завернул ее в одеяло и выбежал с ней на улицу. Елена потом вспоминала, что, когда на следующий день все вокруг в панике начали покидать полуостров (уезжали не только отдыхающие, но и местные жители), ее отец сказал: «Такое может не повториться, и поэтому мы останемся, будь что будет». И начал рисовать.

Крым трясло еще несколько дней, и еще почти две недели наблюдались более слабые толчки магнитудой 2-3 балла. На выставке представлена одна из картин, запечатлевших людей в тот страшный момент природной катастрофы. Напротив нее фотохроника разрушений. А за стенкой портрет Волошина, который стоически перенес землетрясение, хотя его любимый кабинет серьезно пострадал, да и ведь дом пришлось ремонтировать. Но у поэта были крепкие нервы, что отражает характерный портрет Петрова-Водкина.

Крымская история продолжается в картинах Марии Ломакиной, которая пишет, что после землетрясения поняла родные пейзажи в новом масштабе: «Широко его брать нужно, а не в детали, тогда будет характер не парфюмерный, а подлинный, не конфетной коробки, а тех вековых судорог, отзвуки которых мы переживали…» И вроде бы перед нами бытовые сцены (сбор урожая, например), портреты простых людей, но в них чувствуется скрытая мощь и тихий драматизм.

Странное дело, но после той природной катастрофы судьбы обоих художников пошли по другому пути, сделав нежданный вираж. Через считаные месяцы Петров-Водкин узнает о том, что болен туберкулезом. По состоянию здоровья ему придется отказаться от преподавания, врачи запретят ему писать маслом, но он запрет будет нарушать. И создаст одну из самых сильных своих работ, отразившую время, под названием «Тревога» (ее, правда, на этой выставке нет). 

Мария Ломакина в 1930-х уедет в Загорск (ныне – Сергиев Посад), где работал ее муж, мастер игрушки, и будет все больше писать в стол. В ее поздних работах мало авангардного новаторского метода учителя и больше традиции. Она займется созданием образцов игрушек для Загорского научно-экспериментального института игрушек, а последние годы жизни будет преподавать в Абрамцевском художественно-промышленном училище.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру