Российские ученые нашли в алмазе лунный минерал

Его извлекли с породой из недр глубиной в тысячу километров

Новый для Земли минерал - мерриллит, который ранее встречался лишь в метеоритах и лунных породах, обнаружили учёные Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН в составе нижней мантии Земли.

Его извлекли с породой из недр глубиной в тысячу километров
Photo by form PxHere

Как сообщили в ГЕОХИ РАН, мерриллит нашли при исследовании вещества, извлеченного из кимберлитовой трубки (жерла древнего вулкана) в бассейне Рио Сорисо в штате Мато Гроссо в Бразилии. Исследования проводились совместно с сотрудниками Института геологии и геохимии им. академика А.Н. Заварицкого Уральского отделения РАН.

Микрофотография зерен мерриллита в алмазе. Шкала — 50 микрометров. ГЕОХИ РАН

Наряду с обычными  минералами-включениями, которые присутствуют в нижней мантии (бриджманитом, дейвмаоитом, ферропериклазом), специалистами были обнаружены включения мерриллита – βCa3(PO4)2, одной из разновидностей фосфата кальция. До последнего времени он считался исключительно космическим минералом, который извлекали из метеоритов и лунного вещества. На этот раз микрозерна мерриллита встретились учеными в алмазе, извлеченном из кимберлитовой трубки с глубины около тысячи километров. Их размер варьировался в пределах 50 микрометров.   По данным исследователей, мерриллит может указывают на существенную роль фосфатов при образовании алмазов в естественной среде. Это можно использовать и при промышленном синтезе алмазов.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28854 от 25 августа 2022