«Бородинская панорама» будет реставрироваться на глазах у посетителей

«Бородинская панорама» будет реставрироваться на глазах у посетителей

Директор музея Владимир Преснов рассказал, как предстоит вылечить «больного»

В музее-панораме «Бородинская битва» с 2019 года реализуется проект «Открытая реставрация», основанный на том, что работы по реставрации художественной панорамы Франца Рубо «Бородино» проводятся без демонтажа  в присутствии посетителей.  

Панорама «Бородино» создана художником-баталистом Францем Рубо в 1912  году по заказу российского Правительства к 100-летию Отечественной войны 1812 года. Ее торжественное открытие состоялось в павильоне на Чистых прудах в Москве в августе 1912 года. На нем  присутствовал сам император Николай II. Полотно было написано  в Мюнхене в течение 11 месяцев. Его длина составляет 115 метров, а высота – 15. Холст с красочным слоем  весит 3 тонны. На нем запечатлено сражение при селе Бородино 7 сентября 1812 года Кисти Рубо также принадлежат панорамы «Штурм аула Ахульго» (1896) и «Оборона Севастополя» (1905).

После революции полотно демонтировали. Оно хранилось в нескольких помещениях, включая Донской монастырь и сад «Эрмитаж», и даже под открытым небом. В 1948- ом его решили восстанавливать. Тогда и выяснилось, что 142 кв.м безвозвратно утрачены, а изображение неба настолько обветшало, что не подлежало реставрации.  Пришлось его отделить. Холст истлел, на нем образовались  складки и разрывы. Краска осыпалась, часть полотна была в пятнах. В 1959-ом группа реставраторов под руководством Павла Корина занялась восстановлением. А летом 1962-го живописное полотно установили в специально построенном музее на Кутузовском проспекте, который открыли в октябре того же года в присутствии Юрия Гагарина, министра культуры СССР Екатерины Фурцевой, маршалов Буденного и Ворошилова. Но в 1967 году пожар уничтожил  часть полотна. Восстанавливали  его быстрыми темпами за 4 месяца. При помощи осетрового клея уцелевшие куски приклеили к новому полотну, а художники студии Грекова дописывали утраченную часть панорамы. Для написания батальных сцен при помощи оптических приборов на холст проецировались снимки с цветной кинопленки  4-ой серии «Войны и мира» Сергея Бондарчука, а также фотографии немецкого фотографа Шраде. 

В 2011-ом проводилась работа по удалению загрязнений, но полномасштабной реставрации полотно не знало с 1967-го года. Осетровый клей, при помощи которого наклеивали оригинальный и уцелевший холст Рубо на новый, теперь приходится убирать, поскольку холст утратил эластичность, на нем образовались фалды.

Часть панорамы находится в аварийном состоянии, о чем не подозревают посетители. Для того, чтобы понять, что происходит, нужно спуститься вниз, пройти под смотровой площадкой. Тогда все изъяны времени станут очевидны.    

На протяжении прошлого года велась исследовательская работа, отрабатывалась методика реставрации на основе подлинного фрагмента площадью 3 кв.м., уцелевшего во время пожара. В этом же году будет спроектировано и изготовлено инженерное оборудование для реставрационных работ в панорамном зале, смонтирована новая система освещения. В 2022-2023 годах  реставраторы начнут работу аварийного участка. Посетители смогут наблюдать за процессом, участвовать в мастер-классах. Откроется Школа молодого реставратора, где можно будет поработать  руками. Недоступные пространства посетители смогут  увидеть во время трансляций с использованием VR-технологий. В сентябре будет готова 3-D модель, которая позволит зафиксировать все дефекты панорамы и то, что будет в итоге сделано по их устранению. Часть восстановительных работ пройдет в сложных условиях, поскольку полотно близко прилегает к стене здания.  

Вместе с директором музея Владимиром Пресновым мы побывали не только в панорамном зале, но и в помещениях, куда открыт доступ только его сотрудникам,  специалистам и реставраторам. Работа там идет, просто посетители ее не видят. 

—   После войны панорама была в ужасном состоянии – прогнившая, заплесневевшая. Жуть! Пришлось все отрезать по линии горизонта, заново прописывать небо, — рассказывает во время нашего путешествия Владимир  Преснов. — После открытия музея в 1962 году вдруг обнаружилось, что здесь очень душно. Некоторые посетители падали в обморок. Установили систему кондиционирования, которая на тот момент была  даже хорошей. Но в 1967 году случился пожар в панорамном зале, и две трети полотна погибло в огне. Уцелело пять фрагментов.   Представьте себе, в конце июля 1967-го случился пожар, а  в ноябре панораму уже открыли. Я не могу сейчас представить такие сроки, ведь надо все расчистить, принять решение, найти холст, краски и самое главное – специалистов.  За 4 месяца художники студии Грекова практически создают то же самое, что было создано за 11 месяцев. Тогда же выяснилось, что нет даже хорошего слайда, фотографий, на основе которых можно было бы все воссоздавать. Вспомнили, что какой-то немецкий турист делал здесь слайды. Была организована экспедиция в Восточную Германию, слайды привезли. И все это за 4 месяца. Торопились к 50-летию Октябрьской революции. Тот материал, который тогда был использован, — хороший, но прошло более 50 лет. Клей утратил эластичность, начал ломать приклеенную часть, появились фалды. Спешка  ни к  чему хорошему не приводит. Но я не брошу камень в этих людей. Они сделали все возможное. И сейчас вроде бы все идеально, но  глаз реставратора  и художника сразу заметит изменения. Вы их сейчас увидите и поймете, что мы все это затеяли не от хорошей жизни. Сегодня вы увидите этого «больного». Мы его будем лечить, вылечим  обязательно, и все вместе будем радоваться. Панорама «Бородино» считается одной из лучших в мире. Она создана по всем канонам, создает эффект присутствия. Нам хочется спасти полотно. 

Все, что мы делаем, будет доступно для посетителей. В этом году мы проектируем и разрабатываем железные конструкции, лестницы, подиумы, на которых будут работать реставраторы не только перед полотном, но и  за ним, а это  сопряжено с определенными сложностями. Полотно близко прилегает  к стене здания. В таких сложнейших условиях будет проходить реставрация. 

Мы находимся около аварийного фрагмента. Вы видите фалды, которых невидно сверху. Ломается холст.  Изменения произошли из-за неправильного климата. Наша задача – не снимая полотна, все отклеить, вычистить, посадить на новый более современный и эластичный клей, который позволит существовать этому полотну еще много десятилетий. 

Источник: mk.ru

Похожие записи