«Каста» и «Сплин» устроили битву поэтов

«Каста» и «Сплин» устроили битву поэтов

Ростовские рэперы и рок-легенда из Петербурга выпустили новые альбомы

Ростовские хип-хоп-авторитеты и знаменитый рок-бард из Петербурга выпустили новые альбомы и, не сговариваясь, спели про одно и то же. Даже музыкальные методы «Касты» и «Сплина» имени Александра Васильева во многом схожи. И «Чернила Осьминога» от «Касты», и сплиновский «Вира И Майна» записаны так, будто авторы не работали, а развлекались.

«Каста». Фото: wikimedia.org/Katya Mozina

«Каста» обнародовала новый альбом спустя год после релиза нашумевшего «Об Изъяне Понятно». Причем трек «Выходи Гулять» с прошлогоднего альбома был представлен как видеосингл всего несколько недель назад. Впечатляющий клип с сюжетом о полицейском произволе стал предметом нешуточного ажиотажа, и многие ожидали от группы продолжения в том же духе. Но участники «Касты» явно не из тех, кто тиражирует успешные находки, и альбом «Чернила Осьминога» вышел пестрым, как концерт по заявкам.

«Сплин» в последнее время тоже не держит своих поклонников в черном теле. В 2018 году у них вышел альбом «Встречная полоса», а в конце прошлого года был издан EP «Тайком». В начале карантина Александр Васильев выложил в сеть трек «Гарри Поттеру…», прозвучавший как хлесткое высказывание на злобу дня. Эта песня попала и в «Вира И Майна», но вряд ли ее можно считать основой альбома. В основе нового релиза очень игривое настроение Васильева и Ко, и, как результат, весьма заводной микс мрака и приколов с фирменными сплиновскими интонациями.

«Сплин»

Фото: Наталья Мущинкина

«Каста» умеют быть серьезными, и по крайней мере один трек, а именно «Годы Неправды», посвящен судебному произволу, который напрямую коснулся одного из бывших участников их сообщества. Мрачная и безысходная правда, в которой каждое слово не о придуманном, а о пережитом. Но основной массив альбома — это все же ирония, хотя иногда и сквозь слезы.

В строчках «Касты» по-прежнему живет шальная атмосфера пацанских посиделок. И вроде пацаны стали взрослыми мужчинами, однако желание поприкалываться у них все еще сильнее намерения морщить лбы и рубить правду-матку. Есть здесь и настоящие лингвистические фокусы. В «Краткой Истории Мысли» и «Закипает Чайник» бегло передаются основные философские постулаты человечества. Но в первом треке рифмуется условное содержимое Википедии, а во втором все пересказано в режиме кухонной беседы. Это смешно и не лишено остроумия, что является довольно редким сочетанием.

«Сплин» уже давно неровно дышит к своего рода психоделии. Музыканты любят грузануть публику и не всегда знают в этом меру. Но на «Вира И Майна» это стремление если и не отправлено в отставку, то находится явно на периферии процесса.

Многие песни написаны почти как скетчи, легко и весело, даже если в результате получился далеко не поп-шлягер. Лирический герой Васильева уже по традиции часто оказывается на самом дне своего кризиса, но вот только явно не видит в этом большой проблемы. Ну и конечно, Александр не сдерживает себя как сочинитель. Слов иногда бывает больше чем музыки, но при этом нет лишних. В рамках одной песни может случиться невероятное нагромождение образов, при этом все складывается в понятную картину. А ощущения от пустого Невского ранним утром в «Кофейне» переданы так здорово, что прямо переносишься на место событий.

«Каста» в отличие от молодых и модных рэперов видит гораздо дальше бита и басов. По меркам хип-хопа они прямо мелодисты и явно этого не стесняются. В новом альбоме они решились на совершенно бессовестный постмодернистский трюк и взяли в соавторы Раймонда Паулса. По сути, на песню Паулса «Tavs Sauciens Caur Tumus», которую в свое время исполняли Айя Кукуле, Мирдза Зивере, Парсла Гебхарде, ростовские умельцы написали новые слова и отлично замиксовали припев на латышском с русским текстом. Наверное, самый отлетевший коллаб сезона.

Александр Васильев, возможно, сам того не желая, использует некоторые хип-хоп-технологии. Он довольно круто начитывает в некоторых песнях и берет в работу как будто чужие для себя музыкальные фрагменты, превращая их в свои собственные. Скрипичные мелодии, намеки на блюз, начитывание текста на гитарный риф, а еще, как отметил сам автор, два трека («Кофейня» и «Гарри Поттеру…») вошли в альбом в виде демоверсий — не успели доделать из-за карантина. Но это, видимо, тот случай, когда приметы черновика воспринимаются исключительно как часть доктрины.

И «Каста», и «Сплин» представили альбомы, которые лишены тяги к совершенству и от этого звучат очень легко и авантюрно. Наверное, ценность этих пластинок в дискографиях артистов еще не до конца понятна. Но совершенно точно, что прямо сейчас музыканты сделали своим поклонникам роскошный новогодний подарок.

Источник: mk.ru

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *