Кончаловский удивил Польшу «шокирующим образом коммунизма»

Кончаловский удивил Польшу «шокирующим образом коммунизма»

На фестивале знаменитый режиссер получил два гран-при

Не зря «МК», подводя итоги уходящего года, назвал Андрея Кончаловского режиссером года. Он переживает ренессанс, снимая фильм за фильмом. Вот и на ушедшем в онлайн из-за пандемии 14-ом Фестивале российских фильмов «Спутник над Польшей» его отметили сразу двумя гран-при – в игровом и документальном конкурсе. Возможно, это единственный случай в фестивальной практике.

Фото: Наталья Мущинкина

«Спутник над Польшей» должен был завершиться 20 декабря, но его продлили на неделю, поскольку интерес у польской публики высок. Однако два жюри свою работу закончили, отдав главные призы Кончаловскому. 

В игровом конкурсе участвовала его картина «Дорогие товарищи!» Жюри во главе с кинорежиссером Робертом Глински, в состав которого также входили актриса и жена российского драматурга и режиссера Ивана Вырыпаева Каролина Грушка, кинокритик и консультант по сценариям Михал Олешчик, отметили  фильм  «за тщательное воссоздание пронизанного страхом мира» и воссоздание «шокирующего образа коммунизма». Кризис кризисом, но за «Дорогих товарищей!» Кончаловский получит 2500 евро от фестиваля.

А жюри конкурса «Документальная Россия» присудило гран-при документальному проекту «Человек неунывающий», над которым мэтр работал вместе с Екатериной Вещевой и Евгением Григорьевым. Польские кинематографисты отметили глубину, с которой показано сознание современных россиян, их потребность во внутренней свободе. Да и сам монтаж картины вызвал интерес. В ней сделана попытка разобраться в том, что же такое русский характер. 

Побывать в Польше дважды лауреату не удалось по понятным причинам. Он поблагодарил польских коллег и зрителей из Москвы: «Дорогая моя Варшава! Спасибо большое, что вы отметили мой фильм. Варшава связана для меня с большим количеством прекрасных встреч, моими учителями Анджеем Вайдой и Ежи Ковалеровичем, с великой Беатой Тышкевич, киноклубом «Кадр», с тем счастьем, которое я испытал, когда ставил «Короля Лира» с Даниэлем Ольбрыхским. Надеюсь, я еще увижу вас с какой-нибудь следующей работой».  

Кончаловский приезжал на фестиваль в 2011 году. Тогда  он проходил в знаменитой варшавской высотке, созданной по образу и подобию московских, которую в какой-то момент даже собирались едва ли не демонтировать – столько эмоций она вызвала у людей.    В 2011 году фильм Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» открывала  «Спутник над Польшей».    

Лауреатом фестиваля стал и еще один классик российского кино – Андрей Смирнов, получивший за свою игровую картину «Француз» II премию. Прототипом одного из его героев стал фотограф «МК», роль которого сыграл Евгений Ткачук. Жюри опять небанально обосновало свой выбор: «За запутанную и лишенную юмора панораму интеллектуальной России 1950-х, увиденную глазами постороннего».  В картине польские документалисты увидели «ожесточенное противостояние свободного мира Западной Европы с призрачным коммунистическим тоталитаризмом».  Отмечен дипломом за трагические переживания на экране и исполнитель роли отца  Александр Балуев. 

III приз достался дебютанту Филиппу Юрьеву за «Kитобоя». Польских кинематографистов привлекала свежесть и благородство  истории о первой любви, «рожденной на стыке интернет-иллюзий и бескрайних снегов Чукотки». Приз зрительских симпатий  достался свободной от признаком коммунизма и тоталитаризма «Верности» Нигины Сайфуллаев. Эротические переживания оказались людям ближе политики.

Среди документалистов также отмечен первой премией фильм «Андрей Тарковский. Кино как молитва», сделанный младшим сыном выдающегося режиссера  Андреем А. Тарковским. II  место заняла «Мама для Юли» Наталии Кадыровой о родившейся в тюрьме девочке и  ее матери, отбывающей срок за убийство. Дипломом отмечен монтажный фильм  «Шаман» Андрея Осипова за интересную трактовку российской истории, связанную с именем Сталина.  

«Шаман» также получил специальную награду директора Национальной фильмотеки Польши за уникальное использование архивных материалов. Второй  диплом жюри вручен «Пустым страницам» Марии Поприцак о последних годах и гибели царской семьи.

Источник: mk.ru

Похожие записи