Кто выкрал документ с автографом Петра I: похитителем мог быть реставратор

Кто выкрал документ с автографом Петра I: похитителем мог быть реставратор

Эксперты предполагают, что найденный на сайте аукциона США указ императора выкрали еще в середине прошлого века

Стали известны детали расследования похищения исторического документа с автографом Петра Первого из Российского Государственного военно-исторического архива в Москве. Эксперты пришли к выводу, что воры подменили сразу несколько ценных бумаг во время реставрации фолиантов.

Фото: Российская национальная библиотека.

Напомним, недавно на сайте американского аукциона был обнаружен документ — письмо генералу от Петра Первого, датированное 1721 годом. Начальная цена лота была всего лишь тысяча долларов, но по сообщениям СМИ бумага ушла с молотка почти в 20 раз дороже. Правда, как сообщил журналистам представитель аукциона, по запросу из Минкульта от 16-го ноября 2020 года сделка по лоту «Петр Великий» была отменена. В комментарии говорилось, что после этого началось расследование по претензии нынешнего владельца, который много лет назад приобрёл этот документ на другом аукционе.

Как удалось выяснить «МК», всё началось с того, что сотрудники Росархива обнаружили письмо на сайте аукциона и направили обращение в подведомственный РГВИА со ссылкой и просьбой уточнить принадлежность документа. И тут то были обнаружены следы подмены этих бумаг и ещё некоторых листов из той же подшивки. Об этом сообщили в Росархив, было назначено служебное расследование и подано заявление в полицию.  

В ходе проверки архивариусы и сыщики выяснили, что письмо-указ к генералу на двух страницах было подшито в «петровское» дело, поступившее в Фонд РГВИА в конце ХVIII начале ХIХ-го века, и состоящее примерно из 700 листов. Как оказалось, это не первый случай – и несколько лет назад в архив уже возвращался с аукциона лист именно из этой подшивки.

Что касается главных признаков подделки, то эксперты называют отличия вложенного в дела муляжа по цвету бумаги, потрёпанности страниц. Также специалистам бросились в глаза неестественные повреждения, отсутствие следов сургучной печати, поскольку это письмо было свернуто.

В эпоху Петра Первого письма отправляли таким образом, что заворачивали их в самих себя. Один лист — это, по сути, как конверт развернутый, а второй лист — само содержание. И вот там отсутствуют следы того, что оно было запечатано. Хотя присутствуют якобы заломы, как от сложения, но они не затёрты. 

Если следы подмены видны невооруженным глазом, то с главным вопросом пока у сыщиков не всё так просто — есть вероятность, что похитители фолиантов могли уже умереть или их будет очень сложно вычислить. Дело в том, что по предварительным оценкам экспертов, изъятие документа за подписью императора, было совершено ещё до…  1952-го года. Чтобы это подтвердить понадобится экспертиза, однако   в  этом году была закончена последняя реставрация с наращиванием корешков — после этого подмену сделать было практически невозможно. Только если вырезать листы, а это уменьшение количества листов, что моментально было бы отслежено, так как после 1952 года дело только росло и не уменьшалось. А вот в момент реставрации, когда переплёт дела расплетался — это был последний момент, когда подшивку зацементировали дело. Соответственно, сам документ изъять оттуда можно было либо до, либо во время проведения реставрации. При этом документов о более ранних манипуляциях с делом и о том, кто конкретно проводил последнюю реставрацию у РГВИА не сохранилось. 

Сам указ генералу, по предварительным подсчётам сотрудников архива, имеет страховую стоимость на порядок выше 20 тысяч долларов, за которые едва не купили письмо. В настоящее время архивариусы подробно изучают дело целиком на предмет наличия муляжей и, по нашим данным, уже выявлены несколько подмен.

Вот как прокомментировала нам кражу документа с автографом Петра Великого из архива коллекционер и юрист Юлия Вербицкая (Линник).

– К сожалению, история с подделками не единична. Причём, похоже что массовые фальсификации как авангарда, так и исторических документов начались не в поздние 90-е, как принято считать, а ещё в 1960-е. В качестве примера можно привести ставшую резонансной историю с выявленными подделками Малевича и Поповой в Музее «Ростовский Кремль». Причём, подделаны и подменены эти работы были также в 1960-х годах. Впоследствии одна обнаружилась в Нью-Йоркском музее МОМА, а вторая в Музее в греческих Салониках, основание которого представляет собой вывезенная из СССР коллекция Георгия Костаки. Шанс вернуть эти работы в российские музеи и государственные фонды из-за давности сроков невелик, но есть. Причём, успешные кейсы по возврату работ, чаще всего, связаны с добровольным волеизъявлением собственника. Ведь отнюдь не каждый, даже добросовестный приобретатель, готов стать главным действующим лицом громкого скандала, а то и фигурантом уголовного дела, пусть даже и в качестве свидетеля.

Источник: mk.ru

Похожие записи