Ленин «вышел» из Мавзолея: выставки на «Винзаводе» пропитаны тонкой иронией

Ленин «вышел» из Мавзолея: выставки на «Винзаводе» пропитаны тонкой иронией

Открылись новые экспозиции

На «Винзаводе» чувствуется дыхание пандемии. Многие галереи закрыты или работают по звонку. Но выставочная жизнь все еще теплится здесь – открылись новые выставки, заслуживающие внимания. По главному столичному арт-кластеру всегда можно понять, в каком ритме бьется пульс современного искусства. Сегодня в нем чувствуется накопившая усталость, кризис, которые художники осмысляют, уходя от реальности, в постмодернисткий сарказм и умиротворяющую живопись.

Алексей Азаров. Wake Up!

Открывает наше путешествие по «Винзаводу» выставка Альберта Солдатова «Обезьянка не видящая зла» Альберта Солдатова в галерее Pop/off/art. Лауреат Премии Кандинского, больше известный своими видео-арт работами, на сей раз представил живописный цикл, выполненный в постмодернисткой иронией. Художник исследует соцсетевой язык: на полотнах мы находим разнообразные эмодзи. Из них автор собирает разнообразные смайлики собственного сочинения, например: глаза-искры, нос-гром, улыбочка-губки. Отталкиваясь от древнего буддийского символа трех обезьян, закрывающих лапами глаза, уши и рот (название выставки обозначено именно им), автор создает знаки нового времени с той же идеей: «Если я не вижу зла, не слышу о зле и ничего не говорю о нём, то я защищён от него». И живописные эмодзи начинают жить собственной виртуальной жизнью, отрешенной от реальности. Так же смайлики, которые каждый пользователь соцсетей и месенджеров, ежедневно отправляет в онлайн, начинают жить собственной жизнью, предполагает Солдатов. И задается вопросом, который предлагает поставить перед собой каждому зрителю: могу ли я представить себя в виде эмодзи? Впрочем, вопрос риторический, здесь дело в другом: в новой цифровой образности сложные человеческие эмоции отражаются с помощью ограниченного набора символов, а художник усложняет, давая понять, что не все так просто. Мы не роботы, наши чувства нельзя разложить на базовые знаки, однако это происходит. К чему же это приведет?  

Самая пронзительная и изысканная выставка – в галерее «Файн Арт». Проект художницы Анастасии Кузнецовой-Руф «Так никто не делает» готовила куратор арт-пространства Ирина Филатова, которая не смогла увидеть открытие выставки – она скончалась от коронавируса в декабре прошлого года. Так что выставка стала посвящением и прощанием с одной из главных муз современного искусства. В выборе чувствуется филатовский вкус: каждую из этих картин приятно было бы повесить дома, при этом за каждой скрывается свой тонкий смысловой подтекст. Особенно актуальна работа «Митинг», на которой изображен мальчик, смотрящий под кровать, где бастуют его игрушки. С этим полотном перекликается картина под названием «Тишина»: на первом плане морская ракушка, лежащая на подоконнике, а за окном бушует толпа протестующих. Но крики людей не слышны – на стекле виднеется зеленый значок отключенного звук, какой бывает на экране телефона. Вся живопись Кузнецовой-Руф написана фотографически точно, в приглушенных, сепийных цветах. Реальность потеряла яркость, красота видится в приглушенных тонах, а актуальное отодвинуто незримой рукой на второй план…

Следующий проект в Totibadze Gallery – выставка Наталии Флоренской «Мой Тбилиси» – это еще один побег от реальности. Свою живописную серию художница писала в Грузии в дни изоляции. Приехала туда на недельку и застряла из-за введения ограничительных мер. На ее картинах – прекрасные виды Тбилиси: пейзажи, церкви, торговцы цветами и фруктами, улицы города с редкими прохожими. Если не знать ситуации, в которой был создан цикл, и не подумаешь, что эти умиротворяющие работы создавались на фоне столь сложных событий. 

Выставка в галерее 11.12 «Wake up!» Алексея Азарова – самый ироничный проект, представленный на «Винзаводе». Художник предлагает фантазию, материализующую известный лозунг: а что, если Ленин жил, жив и будет жить? Что бы вождь делал сегодня? Первым делом он бы продал или сдал в аренду Мавзолей (жить-то надо на что-то). Потом пошел бы по грибы и обязательно нашел огромный мухомор, а потом и сам превратился в гриб (легендарная мистификация Курехина оживает в картинах). Еще Ленин встретился бы с Трампом и отправил его воевать солдатом, и чайничек обязательно бы выдал с собой, Ленин ведь добрый дедушка. Но ничто человеческое ему не чуждо, так что вождь с удовольствием наведался бы в Геленджик и искупался в бассейне с обнаженной красоткой. А потом сходил бы на передачу Урганта, посадил бы на коленки по ребенку и рассказал, как хорошо на свете жить. И, конечно, зашел бы в музей, чтобы посмотреть на себя на картинах. А еще придумал бы новые лозунги, вроде таких: «Криптофермы – крестьянам! Биткоины – рабочим!». На выставке-мистификации Азарова Ленин оживает и превращается в национального супер-героя мультсериала. Перед нами тонкий сарказм, ядреный коктейль из яви и вымысла, новый соц-арт в стиле Комара и Меламида… И этот отклик на современную действительность тоже делается в осознанном отрыве от злободневности, потому что иначе теперь никак.

Источник: mk.ru

Похожие записи