Несвятой Джон Леннон: что скрывается за идеализированным образом певца

Несвятой Джон Леннон: что скрывается за идеализированным образом певца

Ровно 40 лет назад 40-летнего «битла» застрелил фанат

40 лет назад, в декабре 1980 года был убит Джон Леннон. С тех пор он стал не просто звездой мегапопулярной группы The Beatles, но и богоподобной иконой по всему миру. Некоторые до сих пор используют его образ для своеобразного поклонения, кто-то переносит Леннона в параллельные вселенные, внедряет в комиксы, новеллы, фильмы. Его противоречивая жизнь получила неоднозначное продолжение после смерти. Хотя мифов здесь куда больше, чем правды.

Фото: Joost Evers / Anefo.

Джон Леннон был мертв так же долго, как и жив. В декабре исполнилось 40 лет с тех пор, как его застрелил фанат на ступеньках здания «Дакота» в Нью-Йорке. И, как это характерно бывает для музыкантов, которые умирают молодыми, после своей смерти Леннон достиг легендарного статуса. Но, возможно, это лишь часть правды. Помимо того, что Леннон получил ярлык легенды, он был возведен в нечто столь же туманное и фольклорное – в миф.

Легенды – для героев. Мифы же предназначены для фигур еще более значимых. То есть для богов. И Джон Леннон действительно достиг своего рода божественного бессмертия. Отчасти благодаря отражению его личности в художественных и драматических произведениях. Кем только его не изображали? Безработным бездельником (в новелле Яна Р. Маклеода «Снодграсс»), лидером Лейбористской партии и вампиром впридачу (в романе Кима Ньюмана «Анно Дракула»), мудрым старым рыбаком (в фильме Дэнни Бойла «Вчера») и настоящим психоделическим божеством. Жизнь Леннона была романтизирована, переосмыслена и переписана после его смерти до такой степени, что миф стал более реальным, чем сам человек. И переосмысление Джона началось почти сразу же, как закончилась его жизнь.

«В течение нескольких часов после смерти Леннона его образ буквально продезинфицировали, что не соответствует личности Джона, чувству юмора или его коллегам-Битлам, – говорит Роб Шеффилд, писатель журнала Rolling Stone и автор книги 2017 года Dreaming The Beatles. – Мне всегда нравилось то, что сказал Пол в 80-е годы: «После своей смерти он стал Мартином Лютером Ленноном»».

Сразу после убийства здание «Дакота» стало центром внимания фанатов. Его завалили цветами и нотными листами. Радиостанции целыми днями проигрывали песни Леннона и The Beatles, а магазины пластинок с удвоенным успехом продавали альбом Джона Леннона и Йоко Оно «Двойная фантазия». В то же время, через несколько дней после смерти певца на стене в переулке Праги появилась фреска с изображением лица Леннона. Несмотря на усилия местных коммунальщиков, она быстро стала местной святыней и местом паломничества миллионов фанатов.

«Понятно, что в первом приступе горя люди придумали себе его святость, но это последнее, что Леннон стал бы когда-либо говорить о себе. Он был самым язвительным, саркастичным и с испепеляющим остроумием в музыкальном мире», – вспоминает Роб Шеффилд.

Пять лет назад появился юридический документ, содержащий заявление Дороти Джарлетт, экономки Леннона, когда он был женат на своей первой жене Синтии. В нем певец изображался серийным донжуаном, агрессивным и жестоким по отношению к их маленькому сыну Джулиану. В интервью журналу Playboy, опубликованном всего за два дня до смерти, Леннон признался: «Раньше я был жесток со своей женщиной. И физически тоже… с любой женщиной. Я нападал. Не мог выразить себя и бил».

Его противоречивая фигура продолжает будоражить умы поклонников. А что если Леннона не было бы в The Beatles? Этим вопросом задается Ян Р. Маклеод в новелле «Снодграсс» 2013-го года. Еще раньше, в 2002-м, сценарист Дэвид Куантик пишет книгу «Революция» о легендарном «Белом альбоме» группы. А писатель и кинокритик Ким Ньюман упоминает Леннона как лидера Лейбористской партии и вампира впридачу в романе «Анна Дракула». Его можно даже найти во вселенной комиксов Marvel через персонажа Джона Скрулла, члена инопланетной расы оборотней, созданной писателем Полом Корнеллом, который обычно принимает облик Леннона.

«The Beatles со временем как бы побелели, а Леннон превратился в такого слегка нахального парня, который любил мир. Он совсем не такой. У него было довольно ужасное детство и очень запутанная жизнь. Он свободно употреблял наркотики и алкоголь, был ужасным родителем и мужем в первый раз. Но именно эти массивные противоречия делают его интересным. Он был жестоким человеком, но мирным. Богатым, но в то же время говорил, чтобы мы не воображали себе никакой собственности. Его всегда изображали как героя рабочего класса, но он вырос в довольно хорошем доме и окружении», – говорит Дэвид Куантик.

Странным образом мифологизирование Леннона отразилось на остальных «битлах». «После его смерти люди вымещали свое горе на Поле Маккартни по-настоящему жестоким и несправедливым образом. Еще много лет никто не говорил о нем добрых слов только потому, что люди хотели сделать из его товарища по группе святого», – говорит Шеффилд.

Вполне понятно, что коллеги Леннона по группе отдавали ему свою музыкальную дань в течение десятилетий после его смерти. Джордж Харрисон сделал это в песне All Those Years Ago в 1981 году, Маккартни – в Here Today годом позже. Боб Дилан спел о смерти Леннона в 2012 году на Roll On John, а Элтон Джон – близкий друг Леннона – записал Empty Garden (Hey Hey Johnny) в 1982 году.

В интервью журналу Rolling Stone Маккартни сказал: «Он был одержим собой до невероятной степени и очень увлекался мифологизацией себя. Так что неудивительно, если другие люди продолжают делать то же самое».

Источник: mk.ru

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *