ПОСЛЕДНЕЕ
Обвиненный в харассменте Ян Фабр поставил в БДТ «Дневник писателя»

Обвиненный в харассменте Ян Фабр поставил в БДТ «Дневник писателя»

Режиссера и художника опять не поняли в России

На второй сцене БДТ им. Г. Товстоногова в Каменноостровском театре бельгийский режиссер, драматург, писатель, художник и хореограф Ян Фабр поставил моноспектакль «Ночной писатель». Премьера из-за пандемии откладывалась, а репетиции проходили еще до всеобщего карантина в родном городе Фабра Антверпене.

Как только со сцены начинает звучать «Я — ошибка», «Я — червяк», большая часть малочисленного из-за антиковидной рассадки зала приходит в странное состояние. У каждого свои сны или бессонница, но, по счастью, массовых петиций в прокуратуру не пишут, как это было после выставки Фабра в Эрмитаже. Теперь его репутация дополнилась еще и обвинениями в харассменте, правда, до суда дело не дошло. 

Андрей Феськов в спектакле «Ночной писатель». Фото: Стас Левшин. Пресс-служба БДТ

Яну Фабру – 62 года. Дневники он начал вести в 19 лет. С его записей 1978 года, сделанных по ночам, и начинается спектакль. Бессонница сопровождает Фабра с детских лет как результат неврологического заболевания. Его краткие сны – не более 2-3-х часов — породили своих чудовищ.  

Фабр писал дневники разными чернилами: о реальном – синими, о придуманном – красными. Он и картины рисовал кровью и шариковой ручкой. А спектакли в его постановке длились по пять часов и более. Рекордным по времени стала «Гора Олимп», шедшая 24 часа. Но «Ночной писатель» идет всего полтора.

Фабр снимал кино, и теперь считает, что его ранние опусы несовершенны, однако в спектакле использует их черно-белые фрагменты, отправляя зрителя в Антверпен, где с лодки на воду будет опущена синяя сова, сделанная то ли из пластика, то ли из стекла. Совы – его особая любовь. Их в большом количестве мы уже увидели на выставке Фабра в Эрмитаже, искали (так было задумано) в разных залах, где они словно притаились.   

В 2016 году в Зимнем дворце и Главном штабе проходила знаменитая выставка Фабра «Рыцарь отчаяния — воин красоты», тоже наделавшая много шума. Тогда активные граждане потребовали ее закрытия, писали жалобы в прокуратуру. Скелеты, панцири жуков, найденные на улицах и автострадах, а потом художественно адаптированные чучела собак и кошек, коллекция сов ошеломили публику. 

Ян Фабр использовал фрагменты собственного фильма. Фото: Стас Левшин. Пресс-служба БДТ

Гендиректор Эрмитажа Михаил Пиотровский рассказывал в интервью «МК» о потоке злобы, сопровождавшем выставку. После череды скандалов, объясняющихся разве что эстетическим невежеством части посетителей (некоторые выставку не посещали, но возмущение выразили, как водится), сотрудники одного из главных музеев страны начали просветительскую работу. Была специально организована экскурсия «Страхи и фобии», в ходе которой рассказывали, как они отражались в творчестве художника. Параллельно  в  соцсетях  разъясняли, что Эрмитаж — универсальный музей, а потому представляет самые разные художественные направления и «пограничные экспонаты». 

В 2019-ом в Москву на фестиваль «Соло» привозили спектакль «Ночные дневники» в постановке Фабра, которые читал итальянский актер Лино Музелло. Теперь режиссер почти буквально воспроизвел его в БДТ. Попеременно моноспектакль играют два исполнителя — прекрасный питерский театральный актер Андрей Феськов, знакомый по многим сериалам, в частности «Шерлоку в России» (Ватсон), и Александр Молочников, начинавший «На Литейном» и в Театре комедии в Петербурге, ныне  московский режиссер театра и кино.  Вдвоем они и отправились в Антверпен, чтобы там репетировать. Именно им приписывают появление нового слова «фаброжение», придуманного взамен «воображению». Оно  звучит  в спектакле. 

Андрей Феськов в спектакле «Ночной писатель». Фото: Стас Левшин. Пресс-служба БДТ

Андрей Феськов оказался идеальным исполнителем (Александра Молочникова увидеть не довелось). Ему удалось сохранить нужную дистанцию, не стать копией Фабра, но при этом транслировать его мысли. Он как отражение, тень автора дневников.

Тени – вообще отдельное чудо спектакля. Расходясь за спиной актера, сидящего за стеклянным столом, они создают фантастическую декорацию. Планшет сцены засыпан каким-то белоснежным песком, напоминающим снег. Его границы обозначены камнями, издали напоминающими черепа. Такое ощущение, что становишься персонажем знаменитого фильма «Квадрат» шведского режиссера Рубена Эстлунда, увенчанного наградами Каннского кинофестиваля и Европейской киноакадемии.

Герой Фабра теряет равновесие. Фото: Стас Левшин. Пресс-служба БДТ

Стоит только герою Андрея Феськова, напоминающему клерка в деловом костюме, который в какой-то момент утратит самообладание, произнести очередной монолог, как публика приходит в волнение,  не понимая, что происходит. Неискушенному человеку, конечно,  трудно принять откровения о групповом сексе с актерами или такое радикальное высказывание: «Я плачу искусством. Я мочусь искусством. Я плююсь искусством. Я потею искусством. Искусство не создают. Искусство выделяют телом». Фабр мечтал довести публику до галлюцинаций, и отчасти этого достиг. Покидая театр,  часть зрителей впадает в истерику и гнев, не в силах осознать увиденное: «Что это было?», «Бред!» «Зачем я только зря потратил   время?» 

В зале хватает случайных людей, которые понятия не имеют, кто такой Ян Фабр. Между тем, «Ночной писатель» номинирован как спектакль малой формы на соискание премии «Золотая маска» — 2021. И это действительно одно из самых ярких и нетривиальных театральных событий последнего времени, к тому же, идеальное по форме.  

Источник: mk.ru

Похожие записи