Ольга Лапшина сыграла Брежнева

Ольга Лапшина сыграла Брежнева

В Театре на Малой Бронной генсек стал женщиной

Режиссер Саша Денисова поставила «советский триллер» в Театре на Малой Бронной по собственной пьесе «Бэтмен против Брежнева». Популярный супергерой материализовался в советского человека. Нелегкая занесла его в СССР, где Брежнев превратился то ли в женщину, то ли ребенка. Рассказ ведется  от лица девочки — дочери главного героя и типичного советского интеллигента Анатолия Дудочкина. 

Ольга Лапшина сыграла Брежнева. Фото предоставлено пресс-службой театра

Дело происходит в Готэме, где и полагается обитать Бэтмену. Но город этот не вымышленный американский, а наш  советский.  Сергей Епишев играет  «темного рыцаря застоя» Толю Дудочкина, напоминающего застенчивого Новосельцева из «Служебного романа». Он трудится в редакции и, в отличие от более пронырливых коллег, карьеры не сделал. 

В зарубежные командировки ездят другие. Да и в Гагры путевки достаются не ему. При этом он — немного булгаковский Мастер. Пишет роман. У него есть прекрасная Маргарита, она же – жена. Только  предаст. А  Дудочкин хоть и примерный семьянин, но  и для него найдется своя Женщина-кошка — в обычной жизни ведущая популярной телепередачи «Ищу героя» Лика Кувшинова.

По вечерам Дудочкин надевает «кожистые крылья», джинсы клеш и летит совершать подвиг в банк, защищает трудящихся от хищений социалистической собственности. Про него слагают легенды, знают, что фамилия его Бэтмен, но он — не еврей. Даже сварливая теща Клавдия Георгиевна, играет которую не сразу узнаваемый Александр Семчев, в какой-то момент  начнет уважать зятя, кормить горячим  борщом. 

Александр Семчев в роли тещи. Фото предоставлено пресс-службой театра

Душа у Дудочкина болит. Не сдержится однажды и выпалит:  «Почему один человек мешает демократическим изменениям в стране? Потому что он — гарант и обеспечивает сохранность этой системы». Коллега интересуется: «Вы действительно думаете, что если устранить одного Брежнева, то все изменится?» Его опрос повиснет в воздухе. 

В советской стране мы жили себе и не ведали, что есть где-то таинственный герой Бэтмен. А ему меж тем за 80. Когда оказываешься в Лос-Анджелесе на студии Warner Brothers, визитной карточкой которой стала не только «Касабланка», но  прежде всего, «Бэтмен», поражает именно его возраст и культ, который нас не коснулся во времена СССР.  А там, в Америке – целый этаж занимают только фантастические  бэтмен-мобили, похожие на черных птиц. Бэтмен с Малой Бронной летает на «Жигулях», а может и не летает, и все  возникает в воображении его дочки Нюры. 

Фото предоставлено пресс-службой театра

Художник Алексей Лобанов заставил сцену мебелью образца 1970-х. Но где-то под колосниками – совсем другой мир. Там обитают супергерои. Композитор Владимир Горлинский поработал над советской партитурой спектакля, препарировал хиты времен СССР, так что не всегда их узнаешь. Звучат песни Пугачевой, Джо Дассена, Бони М, песни, от которых сходили когда-то  с ума — «Этот мир придуман не нами», «Прощай от всех вокзалов поезда уходят в дальние края». 

Молодому зрителю они ни о чем не говорят. Но все это умело вплетено в спектакль, и вызывает смех, а у кого-то ностальгию. Если рассказать, что в спектакле  поют «И Бэтмен такой молодой, и наш Леонид впереди», то можно ожидать предсказуемую реакцию: капустник! В пересказе, действительно, звучит примитивно и  пошло, но на сцене все совсем не так.

По счастью, в «Бэтмене против Брежнева» нет ничего подобного тому, что усиленно насаждают в кино и сериалах в попытке идеализировать советское прошлое, взывая к чувствительности зрителей. Хотя спектакль, заявленный как триллер, сделан скорее в духе пьес 1920-30-х годов. Примерно такие писали Василий Шкваркин и Сергей Третьяков. Пьесу последнего «Хочу ребенка» Саша Денисова ставила  когда-то в ЦИМе. Теперь она воссоздает времена собственного детства в той же снисходительной интонацией. У ее персонажей  трогательные имена. С Дудочкиным уже все понятно, но даже слишком напористый молодой следователь с Петровки носит фамилию Петровкин. Его, кстати,  отлично играет  Дмитрий Гурьянов.  

Ольге Лапшиной и в голову не могло прийти, что когда-нибудь она станет Леонидом Ильичем. Одета в брюки. Брови густые — такими славился генсек. Она буквально воспроизводит его манеру и шамкает ртом. Никаких сомнений не возникает, кто перед нами. Леонид Ильич — небольшого роста, малыш. И ведет себя как капризный ребенок, которого заставляют делать то, что не хочется. Ему бы пострелять из ружья в уток,  а не работать. 

Ордена давно не нужны – уже вся грудь в них, но вот от золотой сабельки не откажется. Как закричит: «Дай! Дай! Дай!» Хорошо, что рядом верные товарищи из Политбюро. Они-то всегда наставят на путь истинный.

Ольга Лапшина оказалась дивной клоунессой — смешной и трогательной. В какой-то момент зрителей охватывает печаль, как это случается на спектаклях по  «Нашему городку» Торнтона Уалдера, если он верно интонирован. Брежнев постоянно  приговаривает: «Но я – не Сталин». А вот за это ему огромное спасибо, как скажет Толя Дудочкин. Они  с ним  на дружеской ноге. Нести государственный крест генсеку надоело, с удовольствием бы ушел на покой, но не отпускают. Однако  выход есть. Пока все думают, что Брежнев умер, он живет себе счастливо и без забот, благо рядом сердечные советские люди. 

Вся эта коллективная фантасмагория сделана лихо и тонко. Но еще мгновение, и актеры окажутся у опасной черты, когда захлестнет балаган. Говорят, что на втором спектакле зал был мертвый. Значит, что-то пошло не так. 

Источник: mk.ru

Похожие записи