От унитаза до псалмов: в Царицыно показали парадоксы керамики

От унитаза до псалмов: в Царицыно показали парадоксы керамики

Выставка представила предметы из глины как высокое искусство

Мы пьем из чашек, едим из тарелок, ставим в вазы цветы, меняем свечи зажигания в автомобиле. И часто забываем, что керамические предметы могут быть высоким искусством, не менее ценным и многогранным по смыслу и эстетике, чем живопись или арт-объект. Задача выставки «Керамика. Парадоксы», где в десяти залах собрано более 150 экспонатов, показать, как и когда керамика вышла за пределы утилиратности, при этом оставшись частью обыденной жизни.

Парадоксы в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» собрали самые разные — от фабричного унитаза до шедевров Пикассо и Леже.

Фото: Мария Москвичева

Выставка начинается в атриуме Хлебного дома с необычных скульптур из керамики. Светящийся арт-объект «Белый сад» Галины Антиповой напоминает инопланетное растение или коралловый риф, а работа Натальи Миодушевской «Прото 1.8» — минималистичную елку из стальных веток и шариков. В таком предисловии к проекту — предложение задуматься о том, что керамика не только посуда, она может принимать самые невероятные формы. Первый зал почти пуст. Здесь только классическая ваза неизвестного автора и глиняные фигурки Андрея Сильвестрова, видеохудожника, который, готовя инсталляцию-ораторию для выставки, не смог удержаться и сделал несколько керамических богов. 

— Каждый, кто соприкасается с керамикой, ею заболевает, — поясняет один из кураторов выставки Татьяна Пунанс. Это эпиграф — пространство для размышлений, где зритель может вспомнить легенды о сотворении человека из глины, встречающиеся в мифологиях Вавилона, Египта, Африки, Греции, Японии.

Первая глава проекта показывает керамические изделия не классическим способом: перед нами два больших стеллажа, занятых разными предметами. От авторских произведений до вещей фабричного производства, например автомобильных свечей зажигания или унитаза.

Фото: Мария Москвичева

Сей предмет, имеющийся в каждой квартире, заставляет вспомнить о писсуаре Дюшана, тоже керамическом объекте, превращенном одной авторской подписью в новое слово в искусстве: оно получило название реди-мейд. Даже странно, что на выставке не сыграли на истории этого революционного арт-объекта и не показали какой-нибудь оммаж на Дюшана, ведь «Фонтан», созданный в 1917 году, получил настоящее признание только в 60-х, когда появились искусствоведческие статьи о нем и реплики других авторов. Среди уникальных экспонатов — работы художницы из Львова Ярославы Мотыки в стиле конструктивизма, которая занималась не только керамикой, но и работала над интерьерами киевского метро.

Последующие главы дают понять всю глубину и значение керамического искусства. В зале «Эволюция вазы» ключевой становится работа «Эпитафия» (1987) Михаила Копылкова. Ваза, как мумия египетского фараона, покоится в гробнице, рядом крышка.

«Мы называем ее «Похороны горшка»: на примере обычных форм показывается, что ваза осталась предметом интерьера, но цветка она уже не просит», — комментирует Татьяна. Зал «Большие темы» показывает, что и в керамике можно говорить о главном многосложным языком. Любовь, родительство, вера, героизм, думы о стране, экология, эстетические переживания — все важные человеческие темы здесь. Одна из самых масштабных работ «Псалмы» создана Аленой Залуцкой под впечатлением от ярославских храмов: она исполняет в керамике фрагменты фресок. Елена Скворцова представлена на выставке серией «Гастарбайтеры», напоминающей фарфоровые статуэтки, пользовавшиеся популярностью в советское время. В СССР в таком стиле исполняли балерин и пионеров, а у нового времени — новые герои, в оранжевых жилетах.

Серия «Гастарбайтеры»

Фото: Мария Москвичева

В зале «Большие имена» работы авторов с мировым именем — Пабло Пикассо, Фернана Леже, Михаила Врубеля и Александра Головина. Большой сюрприз найти здесь произведения великого испанца, которые волею судеб оказались в Ульяновском областном музее и сейчас оттуда привезены в «Царицыно». Здесь же выставлены работы звезд керамического искусства — Николая Туркина и Александра Задорина. Задорин, например, создавал ростовые инсталляции еще в 1980-х годах: фигуры людей собраны из расписанных кубов. 

А продолжает погружение в концептуальную керамику глава, посвященная группе «Одна композиция», — легендарному движению ленинградских художников, куда входил и Задорин. Они первые заявили в СССР, что главное в произведениях из глины — не прикладная функция предмета, а художественный образ. Дебютная выставка арт-группы в 1977 году произвела революцию в искусстве керамики. Большие скульптуры с отголосками кубизма Пикассо, керамические костюмы на вешалках, кубы, из которых прорастает зелень, даже сегодня смотрятся эффектно и актуально.

Инсталляции «Радуга» и «Биологические данные»

Фото: Мария Москвичева

Ну а самые свежие работы — в следующей главе. В центре этого зала инсталляция Натальи Хлебцевич «Биологические данные-2». Кажется, что перед нами напольная витрина в черной раме, но нет. Это бассейн с водой, в котором покоятся документы, фотографии и письма советского времени. Наталья нашла их случайно — кто-то выбросил — и сделала точные копии артефактов в керамике, да так, что их не отличить от бумажных оригиналов. Только, в отличие от первоисточников, эти рукописи не горят. Они плавают в кристально чистом «омуте» истории, в который время от времени капает вода с потолка…

Рядом с этой концептуальной инсталляцией — другая, в стиле минимал-арт. Работа Виктора Решетникова «Радуга», размещенная на стене, напоминает тетрадную спираль, покрашенную в разные цвета. Еще одна эффектная работа — на полу: композиция «Поток в городе» Михаила Соболева рисует перед нами разноцветную дорогу из множества лепестков, в которых «плывут» люди и автомобили.

В предпоследней главе — мечта каждого керамиста — дровяная печь. Ради этого затратного удовольствия художники объединяются и совместными усилиями ставят подобные печи, закупают дрова и пр. Дровяной обжиг позволяет получить эффекты, которых нельзя добиться с помощью обычной печи. Огонь рисует на глине свои непредсказуемые рисунки.

На выставке печь представлена инсталляцией Андрея Сильвестрова: в ней можно найти и услышать песни огня. Эпилог переносит нас в мастерскую художника-керамиста, где инструменты и эскизы беспорядочно лежат в витринах или развешаны по стенам. Искусство керамики — сложный процесс, не менее мучительный и радостный, чем любой другой вид искусства. Здесь на видео современные авторы, участвующие в выставке, работают в своей «келье». А в центре зала — пустая витрина. В ней должна была находиться работа из Русского музея, однако она не доехала до «Царицыно», так что витрина превратилась в многоточие — место для новой революционной работы керамического искусства.

Источник: mk.ru

Похожие записи