Рената Литвинова принесла в жертву пандемии матриархат

Рената Литвинова принесла в жертву пандемии матриархат

Ее новую картину показали на Роттердамском кинофестивале, который ушел в онлайн

Первого февраля датской картиной «Рыцари справедливости» Андерса Томаса Йенсена с Мадсом Миккельсеном в главной роли открылся 50-й Роттердамский кинофестиваль. Если год назад киносмотр авторского, дебютного и экспериментального кино успел чудом проскочить надвигающуюся волну пандемии и прошел с участием публики и гостей, то теперь нас ждет виртуальная реальность.

Рената Литвинова участвует в Роттердамском кинофестивале заочно, находясь в Москве

Фото: Светлана Хохрякова

Аккредитованным журналистам предоставлена возможность смотреть фильмы и участвовать в пресс-конференциях онлайн. Летом, если позволит эпидемиологическая ситуация, в кино придут зрители.

В основном конкурсе, где участвуют первые и вторые картины режиссеров, сделанные, как правило, за крохотные деньги, часто личные, на голом энтузиазме, с привлечением друзей и родителей, российских картин нет. Зато в конкурсе Big Screen Competition, само название которого противоречит нынешнему способу его проведения, принимает участие, пусть и заочное, Рената Литвинова с картиной «Северный ветер». В Роттердаме она уже бывала как член жюри. А восемь лет назад картина «Вечное возвращение» с ее участием была включена в ретроспективу Киры Муратовой. Нынешний Роттердам мог стать для нового фильма Литвиновой прекрасным стартом, но вмешались непредвиденные обстоятельства.

«Мы долго шли к этой премьере, — сказала Рената Литвинова, — но нарвались на пандемию. В картине — выдающаяся работа оператора Олега Лукичева. Он лучший после Георгия Рерберга, работавшего с Тарковским. Я надеюсь на умных критиков, которые посмотрят нашу картину».

Рената Литвинова сыграла в своем фильме главную роль. Фото предоставлено пресс-службой Роттердамского кинофестиваля

Главное сокровище фильма — сама Рената, такая, какая есть. И судить ее должно, используя формулу Пушкина, по законам, ею самой над собою признанными. Она живет в своеобразном мире, которые многие как жизнь и не воспринимают. Но у нее на этот счет особое мнение.

Когда вышла ее картина «Богиня: как я полюбила», многие недоумевали. Даже Людмила Гурченко удивленно подняла брови: «Это кто богиня? Она?..» Зато Татьяна Доронина гораздо раньше оценила вкус и индивидуальность Ренаты. Теперь Литвинова опять снялась у самой себя в роли Богини, по собственному сценарию, да еще стала продюсером фильма. Она невероятно хороша на экране, абсолютная красавица. Не зря хвалила оператора. Он ее роскошно снял.

Почему именно эта картина привлекла внимание отборщиков, имеющих колоссальные возможности в выборе фильмов со всего мира? Фестиваль проходит в Нидерландах, и от опытного глаза не ускользнули отсылы к голландской живописи, натюрмортам, которые на протяжении всего экранного времени выстраивает Рената. Мертвая природа у нее триумфально побеждает живую. Рената — наш Питер Гринуэй.

Кира Муратова, обожавшая ее, сказала однажды: «Смерть ей к лицу». В «Северном ветре» Маргарита в исполнении Литвиновой практически бессмертна, и кое-кто даже мечтает, чтобы она наконец умерла. Другие женщины стареют и куда-то исчезают, а Маргарита — как вечнозеленая ель. Год сменяет другой, и обитатели странного дома ждут новогоднего праздника с елкой, украшенной старыми игрушками, чинного застолья. И это своего рода вечное движение, как у Муратовой. Только в финале Маргарита вырвется в другие миры, окажется в метро на станции «Тринадцатая», где будет ее ждать молодой мужчина — может быть, тот самый, о котором она мечтала весь фильм, — и он окажется ее внуком Хьюго.

Есть еще одно привлекательное обстоятельство, мимо которого организаторы редкого фестиваля равнодушно не смогут пройти. Рената рассказывает волшебную сказку о торжестве женщин. Ее фильм — о временах матриархата. Маргарита, ее сестра, которую сыграла дивная актриса Галина Тюнина, их мать Вечная Алиса в исполнении 92-летней красавицы советского кино Татьяны Пилецкой — это всесильный клан владычиц Северных полей. Все смердит в их владениях: купюры, которые укладывают в сундуки и закапывают в промерзшую землю, скамейка и даже самолет под окнами. Всюду аномальное гниение, как скажет кто-то из сильных дам. Рядом с ними живут никчемные и слабые мужчины, вечные дети. Им бы только в самолетики играть, в лучшем случае мечтать о прекрасных дамах. Одной такой музой станет юная Фанни, которую сыграла удивительно похожая на мать дочь Ренаты — 19-летняя Ульяна Добровская. Но сходство чисто внешнее, суть совсем другая. Литвинова-режиссер подарит ей самые выигрышные планы, сделает наследницей по прямой.

Ульяна Добровская в роли погибшей стюардессы. Фото предоставлено пресс-службой Роттердамского кинофестиваля

В фильме «Небо, Самолет. Девушка» Веры Сторожевой Рената сыграла практически Татьяну Доронину, препарировав на новом витке времени ее стюардессу из фильма «Еще раз про любовь» Георгия Натансона. Теперь уже Ульяна стала стюардессой, которая однажды не вернется на землю, оставив вечно страдать сына Маргариты. Его сыграл Антон Шагин. Потеряв Фанни, он женится на ее пошлой сестре, роль которой исполнила Софья Эрнст. Тут Рената озадачила своим выбором. Героиня получилась вполне чеховская — Наташа из «Трех сестер», которую никто не любит. Кроме странной мимики, обозначающей эмоции, ничего другого в этом образе нет.

В сонме прочих ничтожных мужчин — герой Никиты Кукушкина по имени Жгутик. Он пластический хирург, подарившей своей уродливой жене Аде приличный нос. Теперь она уже не напоминает героя страшной сказки «Карлик Нос», но все равно уйдет от него к другой уродливой женщине. Так бывает в век слабых мужчин. Максим Суханов виртуозно сыграл кузена Бориса, который так увлекся привезенной в новогодний вечер певицей по вызову (ее сыграла Хибла Герзмава), что оторвал «хвост» ее платья.

Сама Маргарита каждый день ждет гостя. Кто тот незнакомец, не знает никто. И он так и не позвонит. Она грезит во сне и наяву, подключается, как к аппарату ИВЛ, к баллонам, дышит каким-то нектаром, ее посещают видения. Она и сама как видение — женщина с металлическим пальцем. Если бы не божественная красота, сошла бы за Пиковую даму.

Музыку к фильму написала Земфира Рамазанова. Под ее песню совсем из другого измерения Маргарита-Рената мчится на элегантном авто сквозь живописный снег и становится похожа на голливудскую звезду ушедшей эпохи. Этот автопробег можно показывать отдельно — как маленький фильм.

Источник: mk.ru

Похожие записи