В кино появился новый Балабанов: молодые кинематографисты наметили свой стиль

В кино появился новый Балабанов: молодые кинематографисты наметили свой стиль

Дебютанты кинофестиваля рассказали о нравах в провинции и взаимоотношениях с отцами

На завершившемся в Выборге кинофестивале «Окно в Европу» представили сразу несколько работ молодых кинематографистов, выбравших совсем не тот путь, который наметили чиновники от культуры. Стремление заниматься искусством, а не только брать кассовые рекорды, пока не убито. Среди дебютантов обнаружился и последователь Алексея Балабанова. Бывает же такое: все как у великого предшественника, а стиль при этом намечается свой.  

Кадр из фильма «Распутье». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Жюри под руководством Николая Хомерики вручило спецпризы дебютному «Распутью» Георгия Лялина, который удостоен также награды Гильдии киноведов и кинокритиков, «Неадекватным людям 2» Романа Каримова и «Зови меня Дрозд» Павла Мирзоева.

Георгий Лялин – выпускник режиссерского факультета ВГИКа, учился в мастерской Андрея Эшпая и Владимира Фенченко. Его короткометражка «Дура» успешно прошла по фестивалям. Спустя три года после окончания института он дебютировал в полном метре — уверенно и  обнадеживающе. «Распутье» напоминает кино Алексея Балабанова  по изображению, локациям, ритму, саундтреку. Кажется, что на экране 90-е, хотя  действие происходит в наши дни. Снималась картина  в Советске Тульской области, но это некий город N. Любопытно, что кинематографисты часто ставят знак равенство между 90-ми и нынешней российской провинцией. К примеру, интерьеры пришедшего давно в упадок ресторана Дома кино, часто используются как символ того времени и конкретной географии.   

«Распутье» — жесткая картина о молодом парне, покинувшем родной город ради Москвы, где у него неплохая перспектива и на редкость хорошая девушка из приличной московской семьи. Однако прошлое не отпускает. Артем едет на похороны отца, который его бросил в детстве. Так что никаких страданий 29-летний сын не испытывает. У отца осталась гражданская жена-узбечка и маленький сын, а хоронить родственника придется в земле предков, ставшей территорией  соседнего  государства. Артем, будь его воля, как собаку закопал бы отца, но  увяз в бандитских разборках. Из Москвы провинция видится кромешным адом, хотя Георгий Лялин снимал не страшилку, а жизнь. В картине есть прекрасные актерские работы и  новые лица, чем не всегда могут блеснуть начинающие режиссеры. 

Кадр из фильма «Зови меня Дрозд». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

В этом году появилось немало документальных и игровых картин, где взрослые дети пытаются разобраться в своих отношениях с живыми и мертвыми отцами,  оставившими их в детстве. Выбор, как ни странно, делается в их пользу.  В «Зови меня Дрозд» — второй игровой картине Павла Мирзоева, снявшего  несколько полнометражных документальных фильмов, — образ отца в исполнении  популярного после сериала «Эпидемия» Кирилла Кяро  тоже становится ключевым.  Хотя, в первую очередь, это история о 14-летних подростках, переживающих первую любовь и расставание, развод родителей, радикально меняющий жизнь. У нас так редко снимается кино о подростках, к тому же чувствительное и лишенное назидания.   

  Черно-белая картина «Чувствовать» Виталия Салтыкова рассказывает о молодом  пианисте Евгении Королеве, которого сыграл Евгений Серзин. Накануне ответственного конкурса он сломал палец, но героически преодолевает боль, что не спасает его от дальнейших проблем. Он напишет программное заявление, обличающее советскую школу пианизма, уничтожавшую, по его мнению, индивидуальность. Музыкант, по мнению главного героя, подобен жрецу, и «надо получать по голове от своего времени, чтобы тебя признало будущее». Сценарий слегка пафосный, но картина прекрасно снята  оператором Виктором Опекиным, с  хорошими актерскими работами, особенно у  Дарьи Жовнер и Игоря Гордина, появляющегося в совсем небольшой роли.   

Роман Каримов в 2011 году победил в Выборге с картиной «Неадекватные люди», а теперь представил ее сиквел, который жюри отметило «за узор человеческих отношений». Сценарий состоит из нескольких историй, которые герои в основном рассказывают друг другу, и они материализуются на экране. Но в этом  проговаривании и заключается уязвимость фильма. Актеры обречены на пассивное существование. Необычная работа у Евгения Цыганова, герой которого проводит эксперименты над друзьями, а вот Илья Любимов вынужден отыгрывать пересказ своей партнерши. Герои погружены в обыденные дела, влюбляются и расстаются, из их мимолетных историй и слагается тот самый узор, так вдохновивший жюри.  

Иван Лашин и Юрий Сидоров в фильме «Папье-маше». Фото предоставлено пресс-службой фестиваля

Премьера «Папье-маше» Виталия Суслина состоялась на Таллинском международном кинофестивале, а теперь картина участвовала в конкурсе «Окна в Европу», отмечена дипломом Гильдии киноведов и кинокритиков «За расширение и усложнение авторской вселенной». Это продолжение фильма «Голова. Два уха», снятого Виталием Суслиным в 2017 году с теми же непрофессиональными актерами — Иваном Лашиным и его мамой Татьяной Лашиной. В основе сценария — реальная история этих людей. Если в первой картине Ивана обманули мелкие мошенники, воспользовавшись его наивностью,  уговорили взять микрозаймы, то теперь его использовал полицейский. На правах друга попросил «для отчетности» украсть в магазине бутылку коньяка, пообещал, что последствий не будет. В результате Иван Лашин  получил  200 часов исправительных работ – в кино и в жизни. Когда его спрашиваешь, как же он опять попался, он ничего не может объяснить, только подтверждает, что все в фильме – чистая правда. Роль полицейского сыграл непрофессиональный актер Юрий Сидоров. В прошлом он – сотрудник милиции, с детства мечтавший  стать актером.  Снималась картина в Нововоронеже, где живет Виталий Суслин – выпускник ВГИКа, врач по первому образованию. Жизнь его героев становится отражением реальной жизни актеров. И хотя Иван Лашин — местная знаменитость, и о нем пишут в газетах, показывают по телевизору его выступление на «Кинотавре», жизнь лучше не становится. Долги по кредиту никуда не девались, а выживать приходится за счет продажи соленых арбузов.  Скотником в селе Иван уже не работает, поскольку  коров продали. Иногда подрабатывает по хозяйству у  состоятельных соседей, получая за это упаковку яиц. В фильме Ивану снятся сны: красавица-гусыня, невеста в фате, берущая ее на руки. Наверное, и в жизни его посещают такие видения. Вот такая жизнь в небольшом городке, при  въезде  в который вас встретят надписью на щите: «Коль с добром вы и с любовью – встретим Вас мы хлебом, солью». 

Источник: mk.ru

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *