В Москве открылась выставка тайного художника

В Москве открылась выставка тайного художника

Искусство ставить точку

Галерея «Парк» на Немчинова, 12 открывает новый сезон после выхода из локдауна выставкой тонкого мастера, чье творчество почти неизвестно даже в профессиональных кругах. Однако живопись Игоря Рожанца (1938-2012) заслуживает особого внимания. Его оригинальный стиль вобрал в себя элементы русского авангарда, французского импрессионизма, американского экспрессионизма и восточной философии. Художник-отшельник рисовал точками, и каждая имела особое значение и смысл. Поэтому между каждым жестом он выдерживал паузу, так что на создание одной работы порой уходили десятилетия. Только теперь, спустя 9 лет после смерти художника, представился шанс оценить необычную манеру и философию Игоря Рожанца, чье имя было долгое время забыто.

  – «Переоткрытие» Игоря Рожанца – это такой мостик между прошлым этого арт-пространства и его будущим. Эта выставка стала посвящением Галерее «Ковчег», которая раньше занимала помещение, где теперь находится наш выставочный зал. Дело в том, что многие годы в «Ковчеге» показывали художников, чьи имена были незаслуженно забыты: здесь восстанавливали биографии авторов и открыли их искусство заново. Вслед за этой выставкой здесь планируется серия проектов, которые будут связаны с историей и современностью Тимирязевского района, – рассказал «МК» куратор выставки и руководитель выставочного зала Галерея «Парк» Никита Спиридонов.  

   Картины Игоря Рожанца выставлены на черном фоне, а зритель смотрит на них из белой части зала. Такое решение неслучайно: художник принципиально не использовал черный цвет, для него был важен белый. Свою «точечную живопись» он создавал в холсте так, чтобы часть белого пространства оставалась нетронутой. Свой стиль он назвал «пуантель по белому». В нем, конечно, читается связь с пуантилизмом, однако русский мастер далеко ушел от Синьяка или Леже. В его живописи угадываются связи с Василием Кандинским и Казимиром Малевичем, Джексоном Поллоком и Виллемом де Кунингом. А процесс написания картин схож с практиками западных перформансистов. Рожанец иной раз наматывал десятки километров рядом с хостом: он ставил точку, отходил на расстояние, долго всматривался в совершенный жест, и после делал следующий. Так что на одну работу могли уходить долгие годы. Еще одна особенность его живописи – концентрация точек в правой части холста. Поэтому на выставке его работы висят по такому же принципу: в левой части черной стены всего несколько картин, зато в правой их много и расположены они в несколько рядов.

  При ближайшем рассмотрении картины художника кажутся совершенными абстракциями, где точки завораживают своей энергетикой. Но если отойти на расстояние, то в них можно прочитать фигуративные образы, причем сразу несколько. Автор любил писать пейзажи, в которых зашифрованы портреты. Так, на одной из картин можно разглядеть домик на фоне горизонта, окруженный деревьями. Но на том же полотне виден и обнаженный женский силуэт. Подобный эффект есть и в одной из главных его работ, посвященных смертям матери и близкого друга, она называется «Мама и Витя». Издали кажется, что перед нами пейзаж: море, горный ландшафт за ним, звезды. Но в то же время читается другой сюжет: женщина, лежащая на покрывале, мужчина вдали… Впрочем, каждый зритель видит в точках, бисером рассыпанных по холсту, что-то свое.

  Несмотря на то, что многие работы автор создавал очень долгое, у него есть серии, посвященные одному дню. Отдельный цикл называется «К 22 июня». Великая Отечественная война началась, когда Игорю было всего три года, но, очевидно, он хорошо запомнил те страшные дни. Одна из работ этой серии напоминает паутину, сотканную вокруг пятна из сотен точек. А может, это бой идет, и мы смотрим на ожесточенное сражение с высоты птичьего полета? Впрочем, Рожанец считал каждую точку отдельным произведением, а вместе они превращались в предельную напряженную концентрацию искусства. Потому-то он и подходил к созданию каждой точки с таким вниманием – живописный процесс превращался в перформанс и медитацию. 

  Судьба художника складывалась сложно. Он окончил МАРХИ и после института работал проектировщиком в архитектурной мастерской. Однако в конце 1970-х уволился, чтобы полностью посвятить себя живописи. Работал сторожем, чтобы прокормиться. Изредка выставлял свои работы на групповых выставках, в 1990-х участвовал в «Арт-Москве». Он старательно избегал шумихи и почти не общался с другими художниками. Для него было важно уединение. Рожанец умер в одиночестве в 2012 году. Через год в Галерее А3 состоялась его первая персональная выставка – посмертная. Теперь случилась вторая.

Источник: mk.ru

Похожие записи