В Москве появится музей самоизоляции

В Москве появится музей самоизоляции

Мы побывали на монтаже выставки работ, созданных во время пандемии художниками и горожанами

Первая волна пандемии далась особенно сложно. Пугающая статистика, самоизоляция, новые правила жизни… В этих условиях многие спасались творчеством. Летом Музей Москвы совместно с галереей «Триумф» решили собрать артефакты пандемии в единый архив и показать их позже на выставке. Принимались работы как от профессиональных художников, так и от всех желающих. Корреспондент «МК» не остался в стороне – наша работа попала в онлайн-экспозицию Музея самоизоляции, который откроется в 3-м корпусе Музея Москвы после снятия ограничений. Нам удалось побывать на монтаже проекта, где смешались трагедия и бурлеск, семейные драмы и корпоративные приключения, вредные советы и настоящие лайфхаки.

Рабочий стол в дни изоляции превратился в основную зону обитания.

Еще весной стало понятно, что високосный год войдет в историю как этапный момент в истории человечества. Мир оказался на паузе. Москва, где ограничительные меры были особенно строги, опустела. Вся жизнь сосредоточилась в четырех стенах. И чтобы не сойти с ума, многие занимались творческом – в разных видах и жанрах. Мы с сыном (четырех лет) делали домашний мастер-классы в рамках проекта «Другая атмосфера» и выкладывали их в сеть. Краски, холсты и другие инструменты для творчества оказались в дефиците, поэтому использовали подручные средства. Из картона, старой простыни и бумажного скотча сделали большое полотно и разрисовали его в стиле Миро. Эту работу я отправила в Музей самоизоляции, и она вошла в онлайн-проект выставки. 

Наша лепта в Музее самоизоляции – картина из картона, старой простыни и бумажного скотча.

  Всего же музей собрал 100 работ – 65 историй обычных горожан, и 35 профессиональных художников. Большая часть артефактов чумного времени попали в оффлайн-экспозицию, которую нам удалось увидеть на этапе монтажа. Впрочем, это не финальная версия Музея самоизоляции – работы продолжают принимать, а выставка будет дополняться каждый день, даже когда откроется в январе после снятия ограничений. А пока любой желающий может стать участником творческого исследования, или посмотреть онлайн интервью с авторами, чьи работы уже попали в проект (разговоры с художниками запишут в ближайшее время рядом с их произведениями, выставленными в музее). 

  Так каким же стал Музей самоизоляции? Что показывает художественный анализ переломного года? И каким этот год останется в истории? Вы можете удивиться, или просто порадоваться, но большая часть работ создана в позитивном ключе. Люди спасались надеждой и юмором. Кураторам выставки даже пришлось исключить ряд положительных историй, чтобы соблюсти баланс: все-таки первая волна была тяжелым психологическим испытанием, и депрессивность ситуации нельзя обойти стороной. 

«После» надо смотреть, лежа в гамаке.

  Такого букета эмоций, как на изоляции, мы не переживали никогда. Так что логично, что экспозицию открывают именно они. Художник Марина Звягинцева заключила все сложные переживания пандемического времени в бутылки, которые покрасила в своем фирменном стиле – биотипия. Вместо того, чтобы выбрасывать мусор, она превращала его в арт-объекты. На каждом – своя этикетка: меланхолия (состав – тироксин 10%), уныние (состав – мелатонин 75%, адреналин 15%, тироксин 10%), эйфория (эндорфин – 100%) и пр. Серией «Упаковка эмоций», помогающей сделать осязаемыми эфемерные чувства, начинается первый раздел выставки – «Паника». Здесь зафиксированы все примеры нового времени. Художник Роман Мокров снял на длинной выдержке ближайший продуктовый магазин, манящий своими огнями посреди опустевшей улицы. Привычная дорога от подъезда до супермаркета стала главным и единственным приключением, долгожданным свиданием с «наружей». Андрей Сяйлев превратил посты в соцсетях в памятники. Он расписал кирпичи: нижняя часть изображает дома, где заперты люди, наверху – цитаты, все больше с черным юморком. «Похоже первой жертвой коронавируса в нашем доме падет моя печень», – цитирует художник арт-критика и куратора Михаила Сидлина. Павел Отдельнов представляет в музее свой дневник «День из жизни» – серию карандашных рисунков, фиксирующих повседневность изоляции. Рисует то, что вокруг: свое отражение в унитазе, яичную скорлупу, весы, показывающие неутешительные цифры… В центре зала инсталляция «Метель» Марии Сафроновой, которую она придумала задолго до пандемии, как некий прогноз на будущее, и к собственному удивлению оказалась провидицей. В центре огромного надувного шара – детская площадка, затянутая местами порванной красно-белой лентой, а вокруг кружит снег… 

Инсталляция «Метель».

  Раздел «Паника» собирался так, чтобы показать все гнетущие и беспокойные чувства, которые охватили людей. Следующий раздел – «Пик» – о том, как выживали, лечились юмором и приспосабливались к новой реальности. Начинается он с рабочего места: под столом коробка с гречкой, консервами и чаем, а на нем – компьютер, светодиодная лампа для селфи с телефоном и рисованный дневник, сделанный одни из москвичей (имя не указано). Каждая страничка в цветной рукописи – живописная хроника дня.

   Отдельный отсек посвящен курьерам – единственным постоянным обитателям «наружи» в дни изоляции. Владимир Кручинский рисует своего комического персонажа Папса, который во время пандемии сидит в сети, прикрывает маской вместо лица второй подбородок, а в итоге превращается в курьера с желтым, как его униформа, фейсом. Здесь же – живописная «курьерская серия» от Алексея Иорша и ростовой памятник курьеру. Еще одна важная тема «Пика» – медицинская. Фотограф Маша Ионова-Грибина осталась без работы во время пандемии и решила снимать по видеосвязи врачей и санитаров, отказавшихся на передовой. Каждый снимок сопровождает история из «красной зоны». Александр Ануфриев тоже делал фото медработников, только в другом стиле – героических плакатов.   

Памятник курьеру.

 И вот мы добрались до «Плато». В этом разделе больше всего работ горожан с историями и интервью. В других залах они тоже есть, но как-то растворяются среди инсталляций художников (кураторы намерено не отделяли профи и новичков). Здесь же обычные люди – в центре внимания. Они рассказывают свои забавные, трогательные и искренние истории. Кто-то шил маски медицинской игрой, а вырученные средства отправлял в помощь детям, кто-то занимался балетом, кто-то искал новые места обитания для удаленной работы – от загородных участников до вновь открывшихся кафе и бильярдных. Художник Екатерина Муромцева придумала выставлять свои работы на балконе – теперь такая форма экспонирования стала артефактом. 

  А что же после? Об этом финальный раздел. Здесь собраны, например, фейки. Один из главных героев вымышленный персонаж – Юра Климов, который будто бы проходил практику в Китае и оказался в Ухане в разгар событий. Из первого короткого слуха об этом персонаже вырос целый миф, от лица которого даже престижные зарубежные мединституции транслировали рекомендации. Здесь же собраны в целую психоделическую песню фейковые новости, а еще работы антиковидников (тех, кто не верил в пандемию) и экспонаты, навеянные многочисленными флэш-мобами. Здесь же есть место для релакса – гамак, на котором можно полежать, чтобы осмыслить все случившееся и немного выдохнуть от вновь накатившего коктейля эмоций… Отдохнуть с видом на забавные гигантские объявления, придуманные художником Егором Тоеем. «Приглашаем вас на закрытый показ выставки «Маски-шоу», – гласит одно из них. Вместо телефона – дата создания артефакта: 19-08-20.

Источник: mk.ru

Похожие записи