Ушедший из жизни Коренев мог погибнуть при съёмках «Человека-амфибии»

Ушедший из жизни Коренев мог погибнуть при съёмках «Человека-амфибии»

Несколько раз актер мог умереть, проживая роль Ихтиандра

Новый 2021 год только начался, а первая трагичная весть уже настигла культурный мир. На 81-м году скончался Владимир Коренев. По сообщению дочери Ирины Кореневой, причиной смерти актера стал коронавирус. Сразу после выхода на экраны «Человека-амфибии» голубоглазый Ихтиандр стал секс-символом Советского союза, а молодой Владимир Коренев – самым перспективным актером. Это была первая роль юного дарования, но во время экстремальных съемок несколько раз она могла стать его последней работой.

Кадр из к/ф «Человек-амфибия»

Кажется, только вчера кино-театральный мир оплакивал чудовищно огромный список ушедших актеров, режиссеров, музыкантов, художников, писателей. Надеялись, что с перевернутой последней страницей календаря закончится и этот ужасный рок. Но уже во второй день наступившего года – новая утрата. От коронавируса скончался Владимир Коренев, чье актерское дарование и невероятная красота навсегда останутся в памяти поклонников.

В 1961-м на советские экраны вышла лента «Человек-амфибия» режиссеров Геннадия Казанцева и Владимира Чеботарева, главные роли в котором исполнили Анастасия Вертинская и Владимир Коренев. Эта роль стала первой большой работой 20-летнего студента последнего курса ГИТИСа и судьбоносной картиной для Коренева.

К моменту съемок сценарий фильма 10 лет лежал невостребованным на киностудии «Ленфильм». Читать-то его читали, но никто из режиссеров не хотел браться за экранизацию из-за технологических сложностей. Ходили слухи, что в конце 40-х годов идею экранизации романа Александра Беляева вынашивали в Голливуде. Но и там от съемок отказались по той же причине.

Однако Владимиру Чеботарёву, успевшему к этому времени поработать в научно-популярном кино, и имевшему кое-какой опыт подводных съёмок, пришла в голову идея разделить съемку на небольшие эпизоды. То есть задерживать дыхание на одну-две минуты, а в перерыве актеры могли бы дышать воздухом из аквалангов. Тогда Чеботарев вместе с оператором Эдуардом Розовским подали заявку на киностудию с пометкой, что фильм снимать будет очень трудно, но возможно.

Когда ассистент по актерам приехал из Ленинграда в Москву, чтобы найти исполнителя на главную роль, Владимир Коренев учился на последнем курсе ГИТИСа. Чеботареву нужно было никому неизвестное лицо. Ведь Ихтиандр был из фантастического мира.

Спустя десятки лет Владимир Борисович вспоминал, как в детстве его родной дядя, приезжая в гости, читал племяннику именно «Человека-амфибию». И уже тогда маленький Вова отчетливо представлял себе дивный подводный мир, красавицу Гуттиэре и загадочного Ихтиандра, не подозревая, что сам блестяще сыграет его спустя десять лет.

О съемках в киноленте у актера остались самые чудесные воспоминания. Хотя не все проходило гладко, и несколько раз он действительно мог навсегда остаться в морской пучине.

В начале 60-х не было специальной аппаратуры и снаряжения для безопасного погружения на дно. И несмотря на то, что Коренева и Вертинскую, которая исполняла роль красавицы Гуттиэре, обучали подводному плаванию, несколько раз съемки могли закончиться трагедией.

Например, во время съемок сцены, где Педро Зурита (Михаил Козаков) приказывает Ихтиандру прыгать в море и искать жемчуг, Коренев буквально рисковал собственной жизнью. Под костюм ему надели свинцовый пояс, а свободный конец цепи держал матрос. В его обязанности входило быстро вытащить Коренева из воды. В какой-то момент тот зазевался и выпустил цепь. Артист быстро начал опускаться на дно. Но через секунду Владимир почувствовал рывок – оператор Эдуард Розовский вовремя выхватил цепь и быстро начал вытаскивать актера со дна.

Для Коренева было создано два костюма Ихтиандра. В одном он снимался в подводных сценах, другой надевал для надводных эпизодов на суше. Костюмерам понадобилась ткань, которая была бы достаточно плотной и не растягивалась в воде. После долгих поисков остановились на той, из которой шили плотные женские колготки. Для изготовления чешуек использовали старую белую киноплёнку. Всего было вырублено 10 000 штук, которых хватило на четыре костюма. Они были покрашены водостойкой перламутровой краской, вручную поодиночке нашиты на комбинезоны.

Был ещё один опасный эпизод — сцена, когда Ихтиандра прячут от доктора Сальватора (Николай Симонов) под водой, привязав его к якорю. Эпизод снимался на глубине 20 метров. В паузе Кореневу дали загубник акваланга, чтобы артист вдохнул кислорода, но тот не сработал. Находившийся рядом каскадер Рэм Стукалов сбросил свой акваланг и отдал его актеру, а сам без остановок всплывал. О том, что у Стукалова в итоге развилась кессонная болезнь, Кореневу сказали только после окончания съёмок. 

Хотя по воспоминаниям оператора Эдуарда Розовского, который и снимал этот эпизод, всё было не совсем так. «Всё хотелось сделать в лучшем виде — без подвохов и обмана. Некоторые опасные и рискованные вещи проверяли на себе. Прежде чем привязать артиста к якорю и бросить на глубину 18—20 метров, мы вдвоем с Владленом Кебкало, не привязываясь, обхватили огромное веретено якоря, который по команде бросили в воду. На глубине около 5 метров нас оторвало от якоря и в полуоглушенном (от грохота цепи) состоянии выбросило наверх. Мы поняли, что Бог миловал. Поэтому к якорю привязали манекен, одетый «под Ихтиандра», а когда он упал на дно и поднял клубы ила, сняли другой кадр — с привязанным Володей Кореневым. А вокруг были аквалангисты с запасными аквалангами, чтобы Ихтиандр мог дышать под водой. Вот так снимался этот эпизод. А легенды пусть остаются легендами».

Источник: mk.ru

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *