За что в России полюбили «Мумий Тролля»

За что в России полюбили «Мумий Тролля»

Понты, хиты, танцы, слезы

«Когда же они облажаются?» Наверное, таким вопросом могут задаваться те, кто на дух не переносит «Мумий Тролля», но при этом трезво оценивает их дискографию. Группа, в архиве которой уже тринадцать полноценных студийных альбомов (если не считать сборников, англоязычных релизов и факультативных капризов Ильи Лагутенко), наверное, уже имеет право на холостые выстрелы, но пока их себе не позволяет. «ЗД» слушает новый альбом «троллей» и вспоминает их пластинки, не теряющие с годами лоска и значимости.

Восемь песен общей продолжительностью двадцать шесть минут — весьма скромный хронометраж для того, чтобы сделать масштабное заявление. Лагутенко его и не делает, в этих восьми песнях он сообщает не так много, но все же не лепит банальностей. Возможно, главное очарование альбома «После Зла» заключено в сочетании сентиментальных и иногда даже светлых мелодий с текстами автора, чей возраст позволяет смотреть на жизнь максимально трезво, хотя трезвый взгляд не всегда приносит радость.

В музыке рок-н-ролл здесь спит, но в строчках бьется пульс артиста, пережившего эйфорию девяностых. Времени, когда многим казалось, будто мы успели запрыгнуть в последний вагон поезда, идущего в верном направлении. Спустя двадцать с лишним лет от этой эйфории не осталось и следа. Но многие из тех, кому около пятидесяти, все же не растеряли надежду на то, что душные нулевые и еще менее приятные десятые когда-то закончатся. «И вдруг прольется прекрасное, И плесень больше не в теме, Амебы, здравствуйте, Что скажет экосистема?» — вещает Илья Лагутенко в альбоме, что начинается как исчерпавшая себя вечеринка и постепенно продвигается к ее финалу — хмурому утру, в атмосфере которого, тем не менее, есть проблески надежды.

Обозначить «После Зла» как особенную пластинку в дискографии «МТ» было бы слишком комплиментарно. Группа уже погружалась в поп-музыку и на альбоме «Меамуры», например, достигала в этом процессе немалых глубин. Но в новом альбоме звучит поп-музыка, в которой, кажется, нет ничего лишнего, что еще раз напоминает о репутации «троллей» как мастеров лоу-фая.

Если собрать всю дискографию «МТ», то может показаться, будто коллектив успел наследить в бесконечно далеких друг от друга музыкальных направлениях. Впрочем, даже главные альбомы группы подтверждают, насколько неинтересно этим артистам выпускать одинаковые пластинки.

«Морская» (1997) и «Икра» (1997) стали альбомами, которые сделали невероятный апгрейд тому, что было принято называть русским роком. Мелодии, интонации, клипы и шмотки явно напоминали о брит-попе, но кто бы мог подумать, что в версии Лагутенко и Ко эта музыка станет в России настолько родной. Два альбома вышли буквально один за другим и превратились в большой хитовый мегамикс, чей успех по-прежнему выглядит неожиданно сбывшейся сказкой.

«Точно. Ртуть. Алоэ» (2000) отличная иллюстрация к разговору о рок-н-ролльных понтах. В отличие от «Морской» и «Икры», этот альбом не просто подборка песен, но и некий манифест, ставший для группы чем-то вроде генеральной линии в работе. «Мы делаем то, что хотим, выбираем для реализации идей методы, которые, возможно, могут кого-то слегка смутить или напугать, но совершенно не переживаем по этому поводу», — примерно такое послание заложено «троллями» на «Точно. Ртуть. Алоэ». И, разменяв третий десяток, альбом ничуть не устарел, что, вероятно, намекает на верно выбранную музыкальную доктрину.

«Слияние И Поглощение» (2005) и «8» (2008) не получились суперхитовыми, но стали настоящими монументами музыкальным амбициям «Мумий Тролля». Оба альбома, в большей мере «Слияние И Поглощение», напоминают буйно цветущие аудиоджунгли. Пробраться через продакшн некоторых песен до сих пор непросто, но сам факт того, что музыканты взяли в студию лишь горячие сердца, а холодные головы оставили за ее пределами, ничего, кроме уважения, не вызывает.

«Амба» (2007) может стать пособием по рок-н-ролльному минимализму. Для альбомов, сыгранных классическим рок-квартетом, всегда сохраняется не самая приятная перспектива стать жутко однообразными. Но если на них есть хиты, однообразия никто не заметит. «Амба» явно не обделен песнями, которые можно, не стесняясь, орать во все горло, а строчка «какие Бермуды, такие треугольники» стала чем-то вроде крылатого выражения.

«Похитители Книг» (2004) планировался как саундтрек к одноименному фильму, но это тот случай, когда музыка явно пережила кино. Получилась классическая запись для зализывания душевных ран. И, как иногда случается с песнями для такого применения, эти сочинения оказались будто вне времени. Под «Такие Девчонки» и «Где Такой Я?» и шестнадцать лет назад, когда вышел этот альбом, и сейчас можно проплакать все глаза. А лихой ураган «Медведица», каким-то образом оказавшийся среди страданий слез, по-прежнему является классическим танцевальным боевиком для вечеринок любого масштаба.

Источник: mk.ru

Похожие записи