У космонавтов начались проблемы на земле: тренажеры сдают в утиль

У космонавтов начались проблемы на земле: тренажеры сдают в утиль

Отдел по вестибулярной подготовке остался без важного оборудования

Космонавтам требуется хорошая тренировка вестибулярного аппарата, чтобы не потерять работоспособность на орбите. Но, похоже, в ближайшем будущем покорителям неба придется один на один противостоять проблеме. Ветеран Центра подготовки космонавтов имени Гагарина, заслуженный врач России Владимир Алексеев обратился  с письмом в «МК»,  рассказав о ситуации, вокруг отдела, занимающегося отбором и подготовкой космонавтов в последние годы.

Фото: gctc.ru

Специальность «Вестибулярная подготовка космонавтов» появилась в ЦПК им. Гагарина после полета, который совершил Герман Титов. Несмотря на то, что он, как и все космонавты, был опытным пилотом, на орбите у первооткрывателя проявилась «болезнь движения». Титов описал ее в деталях, и космическая медицина взяла курс на разработку специальных методик.

Мой собеседник Владимир Алексеев, кандидат медицинских наук, полковник медицинской службы в отставке, несколько лет возглавлявший 40-й отдел медуправления, написал не один научный труд по тренировке вестибулярной системы и помог состояться в профессии десяткам советских и российских космонавтов.

– Мы сейчас можем констатировать, что только 3-5% из отобранных в отряд космонавтов имеет высокую вестибулярную устойчивость к этой болезни, — говорит Владимир Николаевич. — 25 % имеют хорошую устойчивость, а остальные приходят к нам с пониженной устойчивостью к болезни движения. А значит, всем из третьей группы требуются специальные вестибулярные тренировки перед стартом.

Раньше, по словам моего собеседника, отбор проходил более жестко: претендентов на полет испытывали на вращающемся кресле в течение 15 минут. Если не выдерживал, писали: «К полету не годен». Но жизнь и многолетняя работа 40-го отдела показали, что так разбрасываться хорошими мотивированными кадрами негоже. В итоге снизили максимальное испытательное время на кресле до 10 минут, дальше нарабатывали устойчивость тренировками.

— Постепенно мы пришли к тому, что космонавтов не нужно тренировать на вестибулярную выносливость за несколько лет до полета, как это делалось в прошлом веке. Достаточно полутора месяцев, — поясняет Владимир Николаевич. – Ведь самыми эффективными являются вестибулярные тренировки на заключительном этапе подготовки космонавтов в составе экипажа. Режим следующий: максимум до 10 минут занятий с интервалом в один день на вращающихся тренажерах или — до появления первых признаков дискомфорта.

Владимир Николаевич соглашается, что эти занятия — не самые любимые у наших космонавтов. У них сейчас есть возможность, как у американцев, решать вопрос адаптации к невесомости, используя фармпрепараты — сделал укол и забыл о морской болезни. Но наши медики изначально были против химии.

Владимир Алексеев.

– Все сильнодействующие средства вызывают массу побочных эффектов, а они нашим космонавтам ни к чему, — говорит Владимир Николаевич. – Наша система — более физиологичная, естественная, безвредная и эффективная. К тому же помогает выдерживать нагрузки на вестибулярный аппарат не только по прибытию на станцию, но и при возвращении на Землю. Для того, чтобы хорошо подготовиться к полету, мы разработали дополнительно к тренажерам систему приема адаптогенов — настоек элеутерококка.

Прибывая на космическую станцию, члены экипажа, прошедшие такую подготовку, могли сразу приступать к работе, а не отсиживаться до нескольких суток в отдельных отсеках, боясь пошевелиться.

— Я без предварительной подготовки на наших тренажерах никогда не летал, — поделился с нами один из космонавтов, совершивший несколько полетов на орбиту. — Таблетки существуют, но они настолько сильные, что после них, по словам коллег, голова становится как ватная, работоспособность падает.

Космонавт Владимир Джанибеков на вращающемся кресле.

Качели для космонавта

Несмотря на очевидную пользу для наших космонавтов в тренировках вестибулярной системы, в последние годы, по словам Алексеева, недоподготовленных новичков становится больше. Объективная причина тому: развал прежней системы вестибулярных тренировок, которая, по словам ветерана отрасли, произошла при попустительстве экс-руководителя медицинского управления ЦПК Владимира Почуева (его отстранили от должности в ноябре).

В качестве одного из ярких доказательств этого развала Алексеев приводит ликвидацию уникальных тренажеров:

– Из шести различных вестибулометрических тренажеров, используемых для подготовки космонавтов, пять были ликвидированы, сданы в металлолом или в музей, и для оценки вестибулярной устойчивости и тренировок осталось только  три нагрузочных кресла, — приводит печальные данные Владимир Николаевич. 

А ведь в арсенале 40-го отдела были уникальные качели Хилова (придуманные советским отоларингологом Константином Хиловым). Установленные на них вращающиеся кресла с возможностью их перевода в горизонтальное положение позволяли создавать комплексные воздействия линейных и угловых (кариолисовых) ускорений. Космонавты, качаясь на них, нагружали не один, а сразу оба отдела вестибулярного аппарата. Ни одно автономное кресло отдельно не позволяет создать такие воздействия.

— Многие благодарили нас потом за такие тренировки, — вспоминает Алексеев. — Ведь космонавты в невесомости после этих тренировок чувствовали себя хорошо. Однако руководству медицинского управления ЦПК качели показались лишними.

Киноактер Виталий Соломин в гостях у космических медиков. Испытывает качели Хилова. Владимир Алексеев в центре.

– Качелей была пара. Одни, действительно, уже можно было сдать в утиль, — говорит Алексеев, — но другие были еще вполне рабочими.

Был еще оптокинетический барабан, создающий нагрузку для системы анализаторов. Зачем это нужно? Для профилактики иллюзорных ощущений, которые нередко появляются при гемодинамической нагрузке в невесомости. Космонавт садится в кресло на неустойчивой резиновой подушке, и вокруг него начинает вращаться барабан, раскрашенный полосами под углом в 45 градусов. Человеку начинает казаться, что это не линии наклонены, а он сам сидит неправильно и что, якобы, вращается он сам, а не барабан. Это иллюзия, он знает об этом, но машинально все равно начинает подстраиваться под наклонные линии, наклоняется сам и в итоге чуть не сваливается.

– Иллюзии в полете — явление опасное, особенно для летных специальностей, — поясняет Алексеев. — Например, когда кажется, что движется не самолет к земле, а она летит на тебя, когда теряешь чувство высоты и т.д. «Земному» человеку тоже знакомо такое чувство: когда трогается соседняя электричка, а ему кажется, что поехала та, в которой находится он сам. Это — та же иллюзия — обманчивое восприятие действительности. Мы обучали космонавтов на нашем барабане вырабатывать в себе способность определять истинное свое положение в пространстве.

Владимир Николаевич говорит о барабане с большим сожалением. Тот давно находится в неисправном состоянии, — некому поменять в нем несколько вышедших из строя деталей. Выражает надежду на то, что новый начальник медуправления, который придет на смену Почуеву, сохранит хотя бы этот уцелевший экземпляр.

– Прежнее начальство сочло, что нагрузочное кресло, на котором человек вращается вокруг своей оси, эффективней для подготовки к полетам, — говорит мой собеседник. — Но мы настаивали:  для тренировок с нуля, когда в космонавты пробуется человек с ослабленным вестибулярным аппаратом, и качели Хилова, и барабан — незаменимы. Ни одно кресло не смоделирует их воздействия. 

Так что зря кто-то думает, что с вестибулярной подготовкой все ясно и понятно. В последнее время Владимир Алексеев с коллегами думал над одной важной проблемой: как разработать критерии объективной оценки состояния космонавта, который проходит испытание на кресле или качелях.

– Обычно мы судим лишь по внешним признакам и времени переносимости воздействия. Если человек не бледнеет, не потеет, пульс и давление стабильные, — ставим высокую оценку и направляем дальше. Но случается, что болезнь движения протекает в скрытой форме. Вроде все у человека в норме, а он чувствует дискомфорт, и… молчит об этом, чтобы не списали. И за 60 (!) лет никто не разработал нового критерия, чтобы определить такое скрытое проявление болезни движения..

Для того, чтобы продвинуться вперед в этом вопросе, ЦПК несколько лет назад приобрел дорогостоящее кресло с компьютерной «начинкой» за 4 миллиона рублей. Но этот дорогой тренажер теперь лишь дублирует штатные вращения других кресел. Это слишком расточительно, говорил Алексеев, но его долго никто не слышал.

Самодельное кресло «Волчок» для тренировки вестибулярного аппарата в быту, сконструированное В.Алексеевым из двух велосипедов.

Кому не нравятся «горки»

В свое время была создана специальная методика подготовки космонавтов к полету. Она, помимо обязательных тренировок за полтора месяца до полета, предполагала двухнедельные занятия уже по прибытию на Байконур (предстартовая подготовка). К сожалению, предполетная вестибулярная подготовка за месяц до полета на космодром, по словам доктора Алексеева, не выполняется, а на космодроме предстартовые тренировки проводит врач экипажа, не являющийся специалистом в этой области, допуская методические ошибки по условиям и порядку проведения тренировок.

Для повышения эффективности и качества предстартовой вестибулярной подготовки космонавтов Алексеев с соавторами в рамках научно-исследовательской работы разработали «методику дистанционного управления процессом вестибулярной подготовки», которая позволяет специалисту, находясь в Центре, контролировать правильность выполнения тренировок на Байконуре и при необходимости вносить коррективы.

Кроме того, разработана единая система вестибулярной подготовки космонавтов в наземных условиях и на летающей лаборатории.

– «Горка» создается, когда самолет летит по параболе, делая резкое пике с 10 тысяч метров до 4 тысяч, — поясняет Владимир Николаевич. – За один полет самолет ИЛ-76 делает 10-15 «горок». При таких полетах молодые космонавты с пониженной вестибулярной устойчивостью без предварительной наземной подготовки могут испытывать выраженные расстройства с первых горок, что приводит к срыву адаптивных механизмов и закреплению отрицательного условного рефлекса в будущем, из которого трудно вернуться к норме.

К сожалению, со слов Алексеева, были случаи, когда полеты проводились без предварительных вестибулярных тренировок тех лиц, которым они были необходимы, что приводило к нежелательным результатам.

В письме, которое принес нам Владимир Николаевич (до нас он писал подобные начальнику ЦПК, главе Роскосмоса) — глубокое сомнение в том, что с такой организацией медико-биологической подготовки мы сможем в будущем осуществить успешные межпланетные полеты. По словам Алексеева, ряд ошибок и нарушения были и до прихода Почуева в качестве начальника Управления. Но это не снимает с него ответственности, так как за годы его руководства не принято должных мер по их устранению.

Надеемся, что многочисленные обращения ветерана отрасли к руководству Роскосмоса услышаны, и смена медицинского начальства приведет к возобновлению нормальной работы 40-го отдела и всего управления в целом.“МК» обращался за комментарием по данной проблеме к начальнику ЦПК Павлу Власову, однако ответа, к сожалению, не последовало.

Источник

Похожие записи

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *