Ученые нашли самый древний случай чумы в Сибири

Читать ria.ru в Самый древний из известных в мире случаев заражения человека чумной палочкой зафиксировал международный научный коллектив при участии ученого из Сибирского федерального университета (СФУ), сообщает пресс-служба вуза. Исследовав геном людей, живших в промежутке 16900-550 лет назад в Северо-Восточной Азии, ученые также обнаружили новые данные о древних миграциях в регионе. Результаты опубликованы в журнале Science Advances.В масштабном проекте, объединившем шведских, британских, турецких и российских ученых, исследовалось формирование различных популяций людей, населявших территории Прибайкалья и северо-востока Сибири в период от позднего палеолита до бронзового века. Всего был проанализирован геном 40 человек, живших в регионе в промежутке 16900-550 лет назад.По сообщению СФУ, следы присутствия возбудителя чумы – бактерии чумной палочки (Yersinia pestis) – удалось обнаружить в одном из самых северных регионов земного шара благодаря анализу останков двух человек, проживавших в бронзовом веке в Прибайкалье и в районе реки Колыма.

"Четкие свидетельства заражения этой смертельно опасной бактерией присутствовали в двух образцах. Самый древний случай заражения чумой в мире подтвержден при анализе налета на зубах человека из Прибайкалья, чьи останки датированы четвертым тысячелетием до нашей эры. Второй случай, зафиксированный по останкам человека из района Колымы, имел место несколько позже. В этой связи можно предположить, что в тот период в Сибири могла бушевать пандемия, однако для точного установления этого факта потребуются и другие находки", – приводятся в релизе слова заведующего лабораторией археологии Енисейской Сибири, профессора кафедры всеобщей истории СФУ Павла Мандрыки.

Северо-Восточная Азия, по словам ученых, была заселена человеком современного типа около 38 тысяч лет назад. Однако из-за сильного плейстоценового оледенения в 20-16 тысячелетиях до нашей эры условия стали настолько суровыми, что возник большой перерыв в заселении этих территорий.