Ученые создали датчик, заставляющий коронавирус светиться

Такой способ диагностики более быстрый, чем популярный ПЦР-тест

Новый метод быстрого обнаружения белков и антител коронавируса изобрели американские биофизики. Для этого в биологическую жидкость из носа или в кровь пациента нужно добавить белковые датчики, которые в случае идентификации характерного белка SARS-CoV-2 сразу начнут излучать свет. Исследование опубликовано в журнале Nature.

Фото: pixabay.com

Итак, биосенсоры, которые раньше использовались, к примеру, для определения глюкозы в крови, теперь заставили выявлять вирус. Такой подход к тестированию может сделать его по-настоящему массовым.

ПЦР-тест, который применяют сегодня во всем мире, основан на размножении генетического материала вируса, чтобы его можно было увидеть. Это требует особо чистых лабораторных условий, специализированного персонала и оборудования. К тому же до получения ответа может пройти довольно много.

Группа исследователей во главе с Дэвидом Бейкером, профессором биохимии и директором Института дизайна белков в Вашингтоне решила создать биосенсоры для быстрого и надежного определения белков коронавируса. Однако найти такие молекулярные конструкции оказалось не так просто, понадобились длительные поиски нужных вариантов при помощи компьютера. В итоге белковые устройства были получены. Они распознают определенные молекулы, в частности S-белок, на поверхности коронавируса, связываются с ним и начинают излучать свет в результате биохимической реакции.

По такому же принципу группа Бейкера создала и биосенсор для обнаружения в крови пациента антител к коронавирусу. Исследования показали, что эти сенсоры не реагируют на другие антитела, которые также могут быть в крови.

Как прокомментировали «МК» в Институте молекулярной биологии РАН, создание такого биодатчика — это настоящий прорыв в науке. До последнего времени сенсоров, высвечивающих за минуты вирус в биологических пробах, еще не было. Светящийся маркер, указывающий на обнаруженный вирусный агент, может на несколько минут изменить  цвет в пробирке или заставить жидкость в ней светиться.