Что делать, чтобы стать Атлантом и расправить плечи?

Что делать, чтобы стать Атлантом и расправить плечи?

Что делать, чтобы стать Атлантом и расправить плечи?

Недавно один из крупнейших интернет-ритейлеров Ozon назвал 10 самых продаваемых книг десятилетия. Что весьма любопытно, лишь одна из этих книг является художественной — это нудный трёхтомник американской писательницы Айн Рэд «Атлант расправил плечи». При этом роман даже не вошел в тройку, заняв всего лишь четвертое место. Если верить статистическим данным, выходит, что люди почти перестали читать художественную литературу?

Можно, конечно, возразить, что на основе анализа продаж одного сайта, пусть такого гиганта, как Ozon, нельзя сделать серьезных выводов. Ozon ведь не специализируется на книгах — это просто онлайн-Ашан, розничная торговля всем подряд.

Однако сегодня в эру интернет-шопинга, когда совершенно любой товар можно приобрести не выходя из дома (ещё и учитывая пандемию коронавируса), такие сайты, как Озон или Wildberries, становятся ярким маркером рыночной конъюнктуры и постепенно вытесняют реальные магазины (в том числе и книжные). Поэтому обратить внимание на данный список определенно стоит.

Какая литература сейчас больше всего покупается? Судя по списку, это книги, которые помогут вам заработать кучу денег, овладеть искусством «пофигизма», правильно воспитать ребенка, развив в нем гениальность, обрести гармонию и научится радоваться жизни. Короче говоря — помогут стать успешным. Из этого резюмируем: главная человеческая потребность сегодня — это успех, а все остальное не просто вторично, а даже не мелькает на горизонте людских запросов.

Интересно отметить, что художественная книга в списке — о том же самом. В «Атланте» Айн Рэд повествуется о капиталистическом рае, где быть богатым, успешным гедонистом — это хорошо и правильно. А устами одного из героев инженера-индивидуалиста Джона Голта писательница (к слову, русская эмигрантка) формулирует принцип собственного мировоззрения: «Клянусь своей жизнью и любовью к ней, что никогда не буду жить ради другого человека и никогда не попрошу и не заставлю другого человека жить ради меня». Этакий разумный эгоизм, как у Николая Чернышевского в романе «Что делать?».

Итак, что же нужно делать, основываясь на 150−300 страничных книгах-пособиях, чтобы выковать из себя «атланта» и расправить плечи успешного человека?

Прежде всего, тебе нужно откинуть свои культурные корни. Неважно, откуда ты, неважно в какой стране живешь и на каком языке разговариваешь — все это не является уровнями, сквозь которые проносится лифт социальной мобильности.

Затем тебе необходимо возвести свое тело в культ, потому что для успешности тело — фундаментальный аргумент, оно становится частью социального статуса и показателем престижа. Здоровье, спорт, красота, наслаждение и сексуальность трансформировались в абсолютный, догматический императив и подменили собой духовные ценности. Это высшее, что имеет успешный человек.

Ну и в конечном итоге, успешному человеку нужно встать на путь идеального потребителя, превратив себя в товар-бестселлер. Это единственная форма существования в капиталистическом обществе, где утратились всяческие смыслы, где человек включен в систему тотальной деперсонализации, а «само Потребление потреблено в виде мифа», — как метко отмечал французский философ Жан Бодрийяр.

Когда разгадываешь эту работающую формулу, делается грустно и мерзко. Ведь Бытие для человека не просто дано, не просто случайно появилось для его физиологии и праздности. Оно от человека требуется. И человеку надлежит услышать это требование, прорваться к нему. Это и есть его главная, экзистенциальная задача.

Один из множества путей выполнения такой задачи лежит через эмоциональное потрясение. Оно может случиться от понимания собственной смертности, может произойти от соприкосновения с иррациональной тайной божества, возникнуть от обнаружения своего присутствия в мире, от переживания того, что ты, в общем-то, больше, чем безликий продукт.

Потрясение возможно испытать и при чтении. Но литературы не прагматичной, не утилитарной, которая сведет человека к одномерности, а настоящей, не обязательно художественной, но в большей степени именно такой, относящейся к творчеству. Подлинное творчество всегда есть искусство, а цель искусства, как писал русский режиссер Андрей Тарковский, — подготовить человека к смерти, вспахать и взрыхлить его душу.

Это не значит, что надо отказываться от профессиональной реализации, от денег и комфорта, становится аскетом-затворником и читать романы с рассказами.

Это значит, что надо разграничивать отношение к таким понятиям. Ведь есть вещи куда важнее, чем доставление удовольствия своему телу и стремление к полному овеществлению самого себя.

Источник

Похожие записи