Дефицит микрочипов обвалил российский авторынок

Дефицит микрочипов обвалил российский авторынок

Продажи машин за месяц упали на рекордные 17%

В России в августе на 17% рухнули продажи легковых автомобилей — относительно того же месяца 2020-го. В текущем году это рекордное месячное снижение. Отечественный авторынок лихорадит: с января спад продаж несколько раз сменялся ростом, причем порой огромным. Такую же неустойчивую динамику показывает сейчас весь мировой автопром, ключевой проблемой для которого стал острый дефицит микрочипов. По словам опрошенных нами экспертов, решить ее удастся не скоро. 

Фото: pixabay.com

Августовские продажи машин в России упали до 114 тысяч 130 штук. В июле авторынок потерял 6,5%. В феврале, а также в апреле-июне продажи росли (соответственно, на 0,8%, 290,4%, 133,8%, 28,7%), а в январе и марте наблюдался спад на 4,2% и 5,7% соответственно, сообщила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).

Невероятные апрельско-майские показатели роста обусловлены пандемией. В прошлом году российская автомобильная промышленность во время локдауна пережила крупнейший обвал розничных продаж за всю историю статистических данных, собираемых АЕБ. В апреле-мае 2020-го деятельность авторитейла оказалась парализована, дилеры вынужденно приостановили или сильно ограничили работу.  

Но сейчас ситуация иная. Восстановившийся спрос на автомобили, по сути, перечеркивается нехваткой электронных комплектующих. Проблема стала особенно заметной во второй половине прошлого года, когда компаниям потребовалось больше компьютерной и вычислительной техники, а также электроники для облачных сервисов, а рядовым потребителям в условиях «удаленки» — персональных компьютеров. Сказался и монополизм нескольких IT-гигантов, которые фактически контролируют рынок микрочипов. Поскольку американский Intel производит чипы только для собственных нужд, остаются два игрока, способных удовлетворить сторонний спрос — Samsung и TSMC , а также несколько компаний поменьше. От дефицита чипов страдает отнюдь не только российский авторынок.  

За первые два квартала 2021 года производственные потери мирового авторынка составили примерно 4 млн единиц. Европа не досчиталась 1 млн 172  тысячи автомобилей, Китай — 785 тысяч, Северная Америка — 1 млн 222 тысячи. Если смотреть статистику по автоконцернам, то один только Ford потерял более 700 тысяч единиц. Нехватка чипов так или иначе повлияла на все бренды, но больше всего страдает премиальный сегмент — технически сложные, оснащенные различными инновационными опциями машины. 

«В текущем году из-за дефицита полупроводников в мире будет выпущено на 7-9 млн автомобилей меньше, — говорит ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников. — Последствия очевидны — это взлет цен на продукцию автопрома, из-за которого, в свою очередь, падают продажи. Ситуация обусловлена в основном локдаунами, разрывом логистических цепочек. Пандемия с ее бесконечными волнами ударила по всем производителям чипов, меньше других пострадал, пожалуй, только Таиланд. Не надо забывать и о контейнером кризисе, о серьезном подорожании фрахта, о продолжающихся заторах судов в портах Китая. Эта проблема касается уже доставки автомобилей и запчастей к ним».

Дефицит микросхем спровоцировал коронакризис: огромное количество людей перешло на дистанционную работу, для которой потребовалась техника, отмечает старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. На ее взгляд, крупные мировые производители компьютеров и комплектующих сумели быстро сориентироваться, но автопрому все равно не хватило полупроводников. Еще один фактор — торговый конфликт между США и Китаем, когда ряд компаний потерял возможность закупать оборудование. В частности, в 2020 году администрация Трампа наложила ограничения на крупнейшего китайского производителя чипов SMIC. В результате по глобальному рынку полупроводников был нанесен серьезный удар.

По словам Бодровой, проблему с поставками чипов можно решить за год-два, не раньше, поскольку пандемия продолжает диктовать свои условия. Но автопром точно не проиграет, поскольку уже заложил эти сроки в отпускные цены на свою продукцию. В отличие от высокотехнологичного сектора, он заранее не запасается чипами: это не ключевые детали, их закупают к моменту сборки машин. При этом тайваньский TSMC, один из ключевых игроков на поле микросхем, уже в 2022 году запустит новый завод по их выпуску, стоимостью около $10 млрд.

Добавим, что доля рынка полупроводников для автопрома составляет всего около 10% ($40 млрд) от общемирового рынка чипов. Что касается России, то ее индустрия микроэлектроники мизерна — около 0,5-0,7% от глобальной. Основные препятствия в развитии — недостаток долгосрочных инвестиций и технологическое отставание. Эксперты предсказывают, что на фоне общемировой проблемы с производством чипов объемы продаж автомобилей в России не выйдут в плюс еще как минимум год.

Источник

Похожие записи