Госдума согласовала конфискацию автомобиля за повторную езду без прав

Госдума согласовала конфискацию автомобиля за повторную езду без прав

Даже если автомобиль не принадлежит нарушителю

Госдума голосами депутатов из всех фракций поддержала в первом чтении пакет законопроектов об ужесточении ответственности для тех, кто был лишен прав и вновь садится за руль автомобиля. Попавшимся в третий раз будет грозить уголовное дело, а транспортное средство может быть конфисковано даже в том случае, если собственником его является другой человек или организация.

Фото: Наталия Губернаторова

От имени авторов, группы депутатов из разных фракций, выступала вице-спикер Госдумы Ирина Яровая («ЕР»). Те лица, которые управляют автомобилем, будучи лишенными прав по решению суда, «не должны быть участниками дорожного движения, они де-юре уже нарушители, умышленно совершающие противоправные действия», заявила она. Сейчас Кодекс об административных правонарушениях обещает водителю, лишенному прав и все равно севшему за руль, штраф в 30 тысяч рублей, обязательные работы или до 15 суток ареста. Сколько бы раз этот водитель ни попал потом в поле зрения сотрудников ГИБДД — наказание остается таким же и никого не останавливает. Предлагается за повторное управление транспортным средством тем, кто прав уже лишен, штраф 50–100 тысяч рублей или приговор к обязательным работам от 150 до 200 часов.

Повторное нарушение — то есть второе, совершенное в течение года после того, как лишенный прав в первый раз попался и был наказан. Это будет «последней мерой предупреждения», сказала г-жа Яровая. А дальше — уголовное дело.

В Уголовном кодексе появится новая статья: она обещает за «управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством» теми, кто уже наказан административно за повторную езду без прав, минимум штраф в 150–250 тысяч рублей, а максимум — до года колонии с двухлетним запретом заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности. Если за руль сел гражданин, лишенный прав и при этом имеющий неснятую судимость за ДТП со смертельным исходом, совершенным в состоянии опьянения, — штраф вырастает до 200–300 тысяч, а срок лишения свободы — до двух лет (плюс три года «запрета на профессию»).

Первый замглавы профильного Комитета по госстроительству и законодательству Ирина Панькина («ЕР») сообщила, что за три последних года в среднем ежегодно выявляется свыше 80 тысяч россиян, лишенных прав, но севших за руль. «Появилась особая категория граждан, которые игнорируют решения суда», — заявила она и отметила, кто в качестве особой меры воздействия на них предлагается еще и невиданная прежде по делам о правонарушениях на дороге конфискация транспортного средства.

В тексте законопроекта о внесении изменений в Уголовный кодекс говорится об изъятии по обвинительному приговору суда «транспортного средства, принадлежащего обвиняемому и использованного им при совершении преступления», предусмотренного статьями УК о повторном управлении транспортом в состоянии алкогольного опьянения, о ДТП с тяжкими последствиями и о появляющемся теперь в кодексе повторном управлении транспортом лицом, лишенным прав. А ко второму чтению и в КоАП, возможно, пропишут для особо злостных нарушителей конфискацию, обещала г-жа Панькина. «Мы надеемся, что те, кто лишен прав, задумаются, стоит ли опять садиться за руль вновь и вновь», — сказала представитель комитета. Кстати, правонарушения такого рода будут фиксироваться только сотрудниками ДПС.

Больше всего вопросов ожидаемо вызвала конфискация.

«90% таких водителей ездят на дядиных или тетиных автомобилях, иногда на автомобилях, принадлежащих организации, зачастую их берут без спроса — и изъятие в таких случаях будет противоречить Гражданскому кодексу. Значит, девять из десяти случаев под конфискацию в чистом виде не попадет?» — спросил Алексей Куринный (КПРФ).

«Здесь речь идет об орудии совершения преступления, и не важно, кому оно принадлежит — дяде, тете или кому другому. Лицо, которое село за руль, использовало автомобиль как орудие совершения преступления», — ответила г-жа Яровая. Она подчеркнула, что «суд всегда принимает решения, исходя из оценки совокупности факторов» и обстоятельств, при которых было совершено преступление…

«Мы устанавливаем меру уголовно-правового воздействия, которая касается орудия совершения преступления, и там вне зависимости от того, кому оно принадлежит, это принципиальная особенность законопроекта», — подтвердила г-жа Панькина.

В 2018 году пленум ВС разъяснял, как применять УК в части конфискации орудия или средства совершения преступления, принадлежащего преступнику. В постановлении ВС, в частности, говорится, что суду необходимо при принятии решения установить тот факт, что такое имущество находится в собственности обвиняемого. Если же в качестве орудия преступления использовалось принадлежащее другому имущество, то суд должен выяснить, знал ли собственник о готовящемся преступлении и о цели использования имущества. Если знал — конфискация возможна.

Как будет в случае с автомобилями? Многое зависит от судебной практики. Возможно, ВС опять придется разъяснять, как следует применять новые нормы.

Источник

Похожие записи