Продажи автомобилей в кредит растут третий месяц подряд: в чем подвох

Продажи автомобилей в кредит растут третий месяц подряд: в чем подвох

Большая часть приходится на машины с пробегом

Россияне опять выстроились в очередь за автокредитами. Спрос на них подстегнули снижающиеся ставки по займам, стабилизация цен и возобновление программы льготного кредитования на покупку отечественных автомобилей. На фоне снижения покупательской способности населения и ухода из нашей страны западных брендов в приоритете потенциальных заемщиков — машины с пробегом.

Фото: Сергей Артемов

Положительная динамика

Рынок автокредитования плавно восстанавливается третий месяц подряд. В июне банки выдали 39,0 тыс. автокредитов, что на 27,9% больше мая (30,5 тыс. ед.), сообщил директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. По его мнению, после падения в марте в следующие месяцы наметилась тенденция к постепенному восстановлению сегмента автокредитов. При этом существенный рост выдачи в мае–июне объясняется прежде всего снижением ключевой ставки ЦБ и последовавшим сокращением рыночных ставок. «В июне существенно вырос и уровень одобрения автокредитов, составивший 28% от общего числа заявок (в мае — 20%, в марте — 13%). Это говорит о том, что на рынок возвращаются заемщики «хорошего кредитного качества», у которых значение персонального кредитного рейтинга находится на высоком уровне», — добавил аналитик.

По данным БКИ «Эквифакс», за 6 месяцев 2022 года банки выдали 253 тыс. автокредитов (-48% к 6 месяцам 2021 г.) на 311 млрд руб. (-35%). В конце июня средняя сумма автозайма составила 1 228 тыс. руб. (+18% по сравнению с июнем 2021 г.), а его средний срок достиг 66 месяцев (+12% к июню 2021 г.). Больше всего автоссуд в январе–июне выдали в Москве (5,9 млрд руб.), Московской области (4,6 млрд), Санкт-Петербурге (3,7 млрд), Краснодарском крае (2,3 млрд) и Татарии (2,1 млрд).

Приоритеты заемщиков постепенно меняются. Как сообщил «МК» заместитель лидера трайба Автофинанс «Открытие Авто» Александр Потапов, если в марте–мае покупку машины совершали клиенты с накопленными средствами, стараясь не брать кредиты или вносить максимальный первоначальный взнос, то со снижением ставок желание взять машину за заемные средства растет, а первоначальный взнос снижается.

Еще одна интересная тенденция: все больше заемщиков старается с помощью автокредита приобрести авто с пробегом. «У нас доля таких автокредитов увеличилась с 78% в мае до 82% в июне. По итогам июля, скорее всего, мы увидим стабильно высокий спрос на финансирование сделок в сегменте авто с пробегом, который продолжит выступать драйвером восстановления рынка», — подчеркнул Потапов.

Минус 40 процентов

Согласно Индексу Банки.ру, с 25 марта по 25 июня, средняя ставка по кредитам на покупку транспортных средств снизилась на 8,8% до 14,85% годовых. Получается, что за второй квартал автоссуды подешевели почти на 40%. По состоянию на 25 июня, наименьшие значения зафиксированы у ВТБ (5,85% годовых), а наибольшие средние ставки — у Альфа-Банка (21,2%) и Абсолют Банка (20,6%). Добавим, что при оформлении автокредита по полному пакету документов средняя ставка составила 14,7%, а без подтверждения дохода — 15,3%.

Наименьшая средняя ставка по результатам I квартала отмечалась по кредитам на приобретение нового (9,8% годовых) и подержанного (10,8%) мототранспорта (см. график). Наибольшие средние ставки по-прежнему зафиксированы по программам на покупку коммерческого транспорта. В частности, средняя ставка по кредитам на приобретение новых машин этой категории составила 16,7% годовых, снизившись на 13,2 п.п. Средняя ставка по займам на покупку коммерческих автомобилей с пробегом составила 16,9%, снизившись на 14,9 п.п. по сравнению с данными на 25 марта.

Фото: Иван Скрипалев

Возвращение льгот

Как считает управляющий директор Совкомбанка Артем Языков, в ближайшее время драйвером рынка автокредитов станут запущенные с 15 июля государственные программы субсидирования первоначального взноса. Напомним, в середине этого месяца Минпромторг возобновил программу льготного кредитования на покупку российских автомобилей. По ее условиям, субсидируемая из госбюджета скидка составит до 20% от стоимости автомобиля, а для автомобилей, реализуемых в регионах Дальневосточного федерального округа, — 25%. Воспользоваться льготным автозаймом можно при покупке автомобилей Lada, УАЗ, ГАЗ и Evolute (электромобили из Липецка), стоимость которых не превышает 2 млн руб. При покупке липецких электромобилей в кредит скидка составляет 35%, но не более 925 тыс. руб. По прогнозу Минпромторга, по льготному автокредитованию будет продано не менее 50 тыс. машин.

Отметим, что в госпрограмму не попали зарубежные марки. Чтобы стимулировать продажи иностранных брендов (в первую очередь, китайских и корейских), многие банки разработали оригинальные финансовые решения. Например, Совкомбанк предложил клиентам авторассрочку на автомобили Exeed и Chery без первого взноса и переплаты.

Новые фавориты

Сейчас на рынке автокредитов борются два тренда. С одной стороны, на спрос давит дефицит автомобилей, что, безусловно, подталкивает цены вверх. С другой стороны, снижение ключевой ставки с 20% на конец февраля до 8% с 22 июля сделало автокредиты более доступными. В этих условиях многие заемщики, желая сэкономить, будут с помощью льготных кредитов приобретать новые машины «упрощенной» комплектации или брать на рынке дешевеющие займы на покупку подержанных авто.

В середине июля по рынку пробежала очередная волна снижения ставок. Очевидно, что после недавнего снижения ключевой ставки ЦБ новая волна не за горами.

Ставки по автокредитам по-прежнему следуют треку ключевой ставки Банка России, поэтому до конца года стоит ожидать продолжения их плавной корректировки вниз, — уверен Артем Языков. По его прогнозу, как минимум до конца этого года в структуре рынка классического автокредитования сохраняется существенное доминирование автомобилей с пробегом, что связано с ограниченностью производства новых автомобилей. «В текущей ситуации существенную поддержку получат отечественные производители, которые при наличии достаточного количества автомобилей, будут иметь шанс вернуться к показателям продаж конца прошлого года. По другим брендам существенных изменений мы не ожидаем», — добавил эксперт.

По мнению Александра Потапова, в ближайшие месяцы на авторынок будут влиять нескольких факторов: общий дефицит машин и компонентов, усложнение и удорожание логистики, сложности с «параллельным импортом». В этих условиях дилеры будут стараться продавать складские запасы дорого, стараясь растянуть их на максимально долгий срок. По разным оценкам, в России на складах остается от 100 до 120 тыс. новых авто. «В июле российский автопром продолжит приспосабливаться к новым условиям, китайские бренды постараются закрепиться, а схема параллельного импорта потребует принятия ряда законодательных инициатив. На этом фоне ежемесячные продажи в 30–32 тыс. машин можно будет считать успехом», — заключил аналитик.

Источник

Похожие записи