Казахстан воспользовался антироссийскими санкциями для увеличения экспорта нефти по трубам Москвы

Казахстан воспользовался антироссийскими санкциями для увеличения экспорта нефти по трубам Москвы

Астана работает, прежде всего, над собственной экономической выгодой

Западные санкции, ограничивающие стоимость российских углеводородов до минимума, подталкивают другие страны-поставщики воспользоваться неожиданным шансом по завоеванию новых сегментов энергетического рынка. Это в полной мере относится к нашему соседу – «дружественному» Казахстану, который охотно отказывается от нефтяного сотрудничества с Москвой и с удовольствием увеличивает поставки своего сырья европейским потребителям – вместо российских.

Казахстан в прошлом году увеличил экспорт нефти в обход России, подсчитало агентство Reuters. Большая часть казахстанской нефти, идущей не по российской территории, импортировалась в Китай.

Поставки сырья посредством каналов «Каспийского трубопроводного консорциума» (КТК), основного экспортного нефтяного маршрута Казахстана, составили в прошлом году, по оценкам Reuters, не менее 80% от общего объема зарубежных продаж «черного золота» республики. Много это или мало – зависит от точки зрения: через КТК поставляется около 1% мирового предложения нефти.

Поскольку Казахстан не располагает доступом к морской территории, то экспорт энергоресурсов из этой добывающей страны традиционно ведется через российские провинции посредством транспортных мощностей каспийского консорциума. Его основными акционерами выступают российская «Транснефть», которой принадлежит 24% акций компании, и казахстанский «КазМунайГаз», владеющий 19% ценных бумаг КТК. По трубопроводу «Тенгиз — Новороссийск», протяженность которого превышает 1,5 тыс километров, ежегодно поставляется более двух третей всей экспортной нефти Казахстана, а также сырье с российских месторождений, в том числе расположенных на Каспии.

В прошлом году поставки через КТК пусть незначительно, но сократились – не превысив 52 млн тонн. При этом по маршрутам в обход России 1,26 млн т было доставлено в Китай, 214 тыс. т — отправлено через грузинский порт Батуми, 141 тыс. т — на нефтеперерабатывающий завод в Баку, 109 тыс. т — в трубопровод Баку — Тбилиси — Джейхан и 80 тыс. т — в Узбекистан. Всего, по подсчетам Reuters, в обход России было экспортировано 1,8 млн т нефти (36 тыс. барр. в сутки). Этот показатель вырос практически в три раза по сравнению с 2021 годом.

«Объем увеличенных поставок в обход России пока ничем не может навредить нашей стране. Дополнительные отгрузки едва превышают 35 тыс баррелей в сутки — то есть один не самый большой танкер», — отмечает инвестиционный стратег УК «Арикапитал» Сергей Суверов. По его словам, КТК должен был приносить доходы его владельцам и никогда не рассматривался в качестве «энергетического рычага» Кремля, с помощью которого можно было бы при удобном случае создать топливный дефицит на западном рынке.

«Инвесторы собирались получать дивиденды за свои вложения, не подразумевая никакой политической подоплеки. В нынешних условиях акционеры КТК, представляющие в том числе недружественные для Москвы страны, способны проигнорировать исключительно инвестиционные задачи или даже продать свои пакеты азиатским корпорациям, которые спокойно относятся к России. Они заинтересованы только в стабильных объемах нефти — пусть и по повышенной цене», — полагает Суверов.

«Поскольку совладельцами КТК являются компании из стран, предъявляющих России экономические санкции, в частности, из США, Британии и Италии, то отношение Москвы к этому проекту становится более пристальным», — полагает эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Ранее отечественные чиновники могли закрывать глаза на некоторые «перегибы» казахских поставщиков и не особенно строго следить за экспортным маршрутом Казахстана, полагает эксперт. Но в нынешних обстоятельствах, связанных с желанием Запада регулировать российские экспортные цены, наши ведомства будут предельно придирчиво оценивать работу КТК: при наличии любых несоответствий, в том числе связанных с объемами экспортных поставок, регуляторы станут поступать по всей строгости закона. Не исключены и ограничения по поставкам, предупреждает Юшков.

Если Казахстан намерен полностью обходить российские транспортные узлы, то, теоретически, Астана сможет продолжать увеличивать перегрузку сырья в среднеазиатские страны, которые готовы платить по «двойному тарифу» — биржевые котировки на углеводороды на Востоке чуть ли не вдвое превышают европейские рыночные отметки. Только в и таком случае будет несложно натолкнуться на подводные камни. «Нефть обычно оплачивается уже закаченная в танкеры, — отмечает Суверов. — За риск срыва поставок приходится набавлять стоимость контракта. Логистика вырастет в разы. Даже существующие высокие цены на углеводороды не смогут обеспечить доходность такого экспорта. Кому-то придется терять выручку. Учитывая, что акционерами КТК являются западные компании, то атакуя новыми санкциями экспорт российский энергоресурсов, Европа бьет и по своему же карману. Да, поставки казахского сырья на китайский рынок вырастут и российские экспортеры потеряют прибыль. Однако европейские экспортеры углеводородов от этого ничего не выиграют: наоборот, их доходы в связи в антироссийскими санкциями пойдут на убыль».

Источник

Похожие записи