Назван новый фактор ускорения продуктовой инфляции

Назван новый фактор ускорения продуктовой инфляции

Хороший урожай не спасет россиян от роста цен на овощи и фрукты

Урегулировав стоимость «борщевого набора», на тревожное удорожание которого обратил внимание даже президент Владимир Путин, отвечающие за аграрный рынок чиновники готовят населению новые неприятные сюрпризы. Ритейлеры предупредили правительство о возможном удорожании самых востребованных продуктов питания из-за увеличения расходов на перевозку. Тарифы на транспортировку овощей и фруктов, утверждают владельцы сетевых магазинов, на внутренних и междугородних направлениях уже заметно подросли, что может стать причиной нового взлета цен на продовольствие.

Фото: Наталья Мущинкина

На рост транспортных тарифов обратили внимание сразу несколько отраслевых объединений, отслеживающих ценовую конъюнктуру продуктового рынка России. Лоббисты утверждают, что логистика поставок продовольствия от грядки до прилавка за год подорожала на 10-30%. Ритейлеры свидетельствуют о подорожании транспортировки на внутренних направлениях на 10-15%, а на международных — от 24% до 160%. Минсельхоз начал рассмотрение поступивших от маркетинговых компаний жалоб, чтобы найти решение транспортной проблемы. Ведомство обещает, что подорожавшая перевозка не станет дополнительной нагрузкой на кошельки граждан.

Между тем, продовольственная корзина россиян становится дороже чуть ли не с каждым днем. С начала лета средняя стоимость основных продуктов в среднем увеличилась почти на 12% в сравнении с июнем карантинного 2020 года. Отмечались и локальные рекорды: морковь подорожала более чем вдвое — год назад за килограмм требовали всего 40 рублей, а теперь ее стоимость, по оценке Плодоовощного союза, превысила 80 рублей. Между тем, исключительно «борщевым набором» сыт не будешь. По данным Росстата, только за одну неделю — с 3 по 9 августа — сметана подорожала на 0,5%, говядина и свинина — на 0,4%, а вермишель, колбасные изделия и подсолнечное масло — на 0,3-0,2%.

Беспокойство отраслевого бизнеса по поводу существенного влияния логистических проблем на конечную стоимость продовольствия по большей части оправдано Правда, точно оценить на сколько в результате подорожает еда, эксперты не берутся. «Даже приблизительно посчитать инфляционный эффект данного фактора затруднительно, так как он зависит от дальности перевозки грузов, наличия конкуренции среди поставщиков, а также грузооборота. Естественно, что на дальних направлениях и в относительно малонаселенных регионах этот фактор будет сильнее воздействовать на стоимость товаров, чем в густонаселенных регионах, а также тех, которые находятся поблизости от мест производства», — отмечает эксперт «БКС Мир инвестиций» Дмитрий Бабин.

По его мнению, помимо транспортных расходов на продуктовые цены дополнительно влияют и другие факторы: та же морковь подорожала из-за прошлогоднего неурожая, что привело к быстрому исчерпанию запасов и привлечению импортных поставок.

«В правительственных кабинетах до сих пор привычно винят в скачках цен жадность торговых сетей и перекупщиков, но на деле проблему создают именно высокие издержки. Ритейлеры стараются использовать любую возможность, чтобы получить компенсацию — хоть за бензин и транспорт, пока жизнь подкидывает этот объективный шанс, чтобы отгородить себя от претензий государства. Опустить или остановить скачущие галопом цены на продукты без массивных правительственных субсидий невозможно, но дотации придется распределять равномерно по отрасли, не дожидаясь, пока ценники в магазинах снова начнут расти», — полагает эксперт.

«Ни о каком серьезном сезонном снижении цен даже на картошку или яблоки, выращиваемые в России, не говоря уже о бананах или апельсинах, говорить не приходится: в этом году будет отличной новостью, если цены на отечественный урожай хотя бы не скакнут к осени больше чем на 5%», — считает главный аналитик TeleTradeМарк Гойхман.

Спрос на картофель, лук, хлеб и растительное масло не поменяется вследствие роста цен. Производители картофеля или пшеницы будут закладывать в конечную стоимость своей продукции любые издержки, в том числе и транспортные, так как потребитель вряд ли откажется от повседневных товаров, даже если их стоимость существенно увеличится, утверждает Дмитрий Бабин.

Источник

Похожие записи