ПОСЛЕДНЕЕ
Отчет Мишустина в Госдуме: что стало главным в выступлении премьера

Отчет Мишустина в Госдуме: что стало главным в выступлении премьера

Устойчивость экономической системы России — лучшая оценка работы правительства

Вчера премьер-министр Михаил Мишустин выступил в Госдуме с ежегодным отчетом о работе правительства и ответил на вопросы парламентских фракций. Выступление главы кабмина нашему изданию комментирует директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов.

Фото: premier.gov.ru

Уникальность текущего момента в том, что Россия в отчетном периоде испытала невиданный ранее шок внешнего давления, который страна прошла, хотя внешнее давление не исчезло, а в некоторых направлениях даже будет наращиваться. Сейчас уже можно признать, что правительство смогло в столь сложных условиях сохранить макроэкономическую стабильность и не отодвинуло на второй план решение вопросов доходов населения и работы с населением. Сам факт того, что устойчивость экономической системы нашей страны, вопреки тем прогнозам, которые складывались весной прошлого года, оказалась высокой и есть лучшая оценка деятельности правительства за минувший год. Это и было главным в докладе премьера.

Премьер-министр сделал главный акцент на социальных аспектах в деятельности правительства, на его стремлении повысить доходы и качество жизни российских граждан. Достижения в этом аспекте очевидны: несмотря на сложные условия стабильно индексировались пенсии, рос и продолжается расти минимальный размер оплаты труда, существенно упрощается система предоставления пособий, исторического минимума достиг уровень безработицы. Огромное внимание в отчете правительства было уделено вопросам здравоохранения, образования и культуры.

Не менее детальным был обзор и достижений в отдельных отраслях и подотраслях экономики, а также в механизмах поддержки экономического развития как такового.

Наряду с отраслевым подходом правительство применяет в своей работе и территориальный подход. Работа с регионами освещалась премьером отдельно, а в этой теме наиболее яркие примеры касались работы с региональными финансами. В частности, использованием новых для нашей страны инструментов межбюджетных отношений, направленных на поддержку инфраструктурного развития и снижение долговой нагрузки. К традиционным геостратегически важным территориям нашей страны – Дальнему Востоку, Арктике, Крыму, Северному Кавказу – в отчете весны 2023 года добавились и новые субъекты Российской Федерации.

Ясно, что правительству нужно быть готовым давать ответ на дальнейшее давление по самым разным направлениям. Россия выбрала курс на новую экономическую модель, связанную с обеспечением технологического суверенитета. Все возможные сложности и подводные камни на этом направлении пока не известны – поэтому наряду с глобальными вызовами приходится решать и задачи локальные, связанные с состоянием отдельных отраслей или даже конкретным производством. Властям нужно стремиться создавать новые мощности, производящие востребованную в условиях сократившегося импорта товаров продукцию, и генерирующие доходы в бюджет, который будет в меньшей степени базироваться на нефтегазовых доходах. Возможные решения обеспечения этого могут быть связаны с занятием отечественным бизнесом ниш, занятых уходящими из страны иностранными компаниями, и возвращением из-за границы организаций с российскими корнями. Приведенные премьером факты о многократном росте числа компаний, обретших «прописку» в специальных административных районах в Калининградской области и Приморье, служат подтверждением наличия таких перспектив.

Если же судить о будущих направлениях работы, то тут нужно понимать, что агрессивные действия недружественных стран по отношению к российской экономике сохраняются, и будут нарастать. Поэтому работа кабмина в ближней перспективе должна быть нацелена на то, чтобы улучшать экономическую ситуацию, ориентированную на обеспечение технологического суверенитета и развитие новой экономической модели, которая складывается в нашей стране. Негативное воздействие могут оказать и внешние факторы в виде мирового экономического кризиса, который может существенно изменить расклад экономических сил в странах мира.

Полагаю, что в своем выступлении премьер-министр должен был бы остановиться на некоторых сложных или не всегда однозначных вопросах. В отчете хотелось услышать о перспективах выстраивания экономических отношений с различными странами в условиях санкций, в том числе Китаем, занимающим лидирующие позиции в мировой экономики, странами Евразийского экономического сотрудничества, с африканским континентом, ведь активизация такой работы уже видна. Большее внимание следовало бы уделить проблеме эмиграции части бизнеса и отдельных групп населения. Стране и депутатам совсем не мешает знать оценку этого явления со стороны правительства.

И еще, что можно заметить по итогам выступления премьер-министра. Приятно удивляет проявившаяся именно в прошлом году высокая работоспособность министерств и ведомств, оперативность (безотлагательность, как сказано в отчете) реагирирования на внешние вызовы. Такую деятельность сам премьер назвал штабным режимом работы. Хотелось бы, чтобы такая лучшая практика сохранилась и на будущее, тем более недружественного давления и новых возникающих проблем правительству в среднесрочной перспективе не избежать. Расслабляться еше очень рано.

Источник

Похожие записи