В России рассказали о перспективах перехода на биотопливо

В России рассказали о перспективах перехода на биотопливо

Придется ли поменять нам хлеб на климат

Как бы стремительно не развивалась аграрная наука, а прокормить человечество даже с ее современными технологиями и ГМО-продуктами она не сможет. Так что Библейский голод, о котором нас предупреждает ООН, когда-нибудь, да нагрянет. Еще и по той причине, что в мире наметился настоящий бум на биотопливо. Его получают из зерновых, бобовых и прочих сельхозкультур. В отличие от бензина и дизтоплива, оно не дает выбросов парниковых газов в атмосферу и не влияет на изменение климата на планете.

По сообщению агентства Bloomberg, цены на продовольствие в мире и дальше будут расти, а дефицит продуктов – увеличиваться. Поскольку некоторые культуры (кукуруза, соя, рапс) активно используются в производстве биотоплива. Ожидается, что уже к 2024 году объем возобновляемых (растительных) энергоносителей в США увеличится почти в 6 раз.

 Не отстает от своего «старшего брата» и Западная Европа.

 Спрашивается, за чей счет банкет?

В свое время Московская область была чуть ли не мировым лидером по внедрению биотоплива на селе. Лет 15 назад «МК» рассказывал о совхозе «Зеленоградский» Пушкинского района, где в качестве эксперимента на рапсовое масло перевели сразу шесть тракторов разных марок: МТЗ, К-700 и Т-150.

 В хозяйстве был немецкий пресс по перегонке семян рапса и установка по фильтрам-очистителям. По многим параметрам биодизель превышал даже стандарт Германии, самый строгий стандарт в мире.

 Мы рассказывали, что трактора в хозяйстве (без всякой модернизации двигателя) работали, как на чистом рапсовом масле, так и в пропорции с дизельным топливом: 6 частей рапса и 4 – солярки. Более того, в последнем случае, мощность мотора даже увеличивалась примерно на 10 %. А за день всего один пресс перегонял семяна на топливо  для 3-4 тракторов.

  Собственно, тогда мы радовались, что в России, наконец, переходят на биологические источники энергии и будут активно снижать выбросы парниковых газов в атмосферу.

 Но, как выясняется, у этой медали есть и обратная сторона. В странах ЕС более 60 % сельхозтехники уже ездят на этом биотопливе, но посевы рапса активно вытесняют с площадей пшеницу и другие зерновые культуры.

 Что здесь важнее: снижать потребление углеводородов за счет увеличения посевов рапса? Или обеспечивать жителей Земли продуктами питания?

 В ЕС к проблемам экологии относятся весьма серьезно, в последние годы там в десятки раз увеличился выпуск биодвигателей. А за каждый гектар посеянного рапса, например, Германии,  Брюссель выплачивает по 300 евро.

 Но нет в маленькой Европе таких просторов, чтобы их все засевать компонентами для производства биотоплива! О хлебе насущном тоже нужно подумать!

 Звоним в совхоз «Зеленоградский», спрашиваем, на каком топливе сегодня работает их седьхозтехника?

 — Года 3 или 4 назад мы значительно увеличили поголовье КРС, купили 8 доильных роботов и расширили посевы кормовых культур для скота. — сообщил нам директор хозяйства Юрий Валецкий. — По этой причине рапсом мы не занимаемся и снова «пересели» на дизельное топливо.

 Он добавляет, что еще до недавнего времени использование рапсового масла в двигателях было экономически выгодно, стоило оно 19-22 рубля килограмм. А в последние годы цены не него резко взлетели, в прошлом году– 42 рубля! Все кинулись выращивать рапс, это ценная экспортная культура, ее буквально с руками и ногами отрывают в Европе. Его площади. за счет сокращения других сельхозкультур, активно расширяются и в южных районах Подмосковья: в Зарайске, Серебряных Прудах.  Как мы уже сказали, рапс в 2020 году стоил 42 рубля, а продовольственная пшеница – 17-18 рублей.

 Так вытеснит ли рапс нашу пшеницу, и что мы тогда будем есть? Сам Валецкий уверен, что такого не произойдет. «Широка страна моя родная, много в ней…» сельхозполей, которые с начала перестройки никак не обрабатываются. По официальным данным – 44 млн гектар, 20 млн из которых – пашня.

 Если их ввести в севооборот, то хватит и нам на биотопливо, да еще и по экспорту можно продавать, как сегодня газ и нефть.

 К сожалению, этот резерв наши власти не стараются использовать.

 Хотя требования по экологии и сохранению окружающей среды в мире заметно ужесточились. С 2023 года Евросоюз вводит так называемый углеводородный налог, который накладывается на экспортеров нефти и газа. А с учетом того, что Россия по-прежнему считается сырьевой державой, которая почти половину нефтепродуктов поставляет именно в ЕС, такой налог может сильно снизить наши валютные поступления. Ориентировочно – 4-6 млрд долларов в год мы будем платить в «кассу» Евросоюза. Который этими миллиардами будет премировать страны, снижающие углеродную нагрузку на промышленность.

 Оно нам надо?

Источник

Похожие записи