Заморозка цен на хлеб поставила под угрозу мелкие магазины

Заморозка цен на хлеб поставила под угрозу мелкие магазины

Как изменится стоимость главного социального продукта России

Правительство утвердило меры, призванные стабилизировать цены на хлеб. Были введены квоты и пошлины на экспорт зерновых. Производителям муки и хлебопекарной продукции пообещали субсидии. Казалось бы, это должно остановить подорожание социального продукта. Однако власти забыли, что между потребителем и аграрием есть еще одно звено — ритейлеры, которые вряд ли захотят продавать хлеб без дополнительной накрутки.

Фото: Кирилл Искольдский

За год цены на зерно увеличились в среднем на 45%, на муку — на 22%, а на хлеб — на 7%. Последняя цифра – почти в два раза выше официальной инфляции. Вопрос взял под контроль президент и поручил правительству остановить ценовой произвол.

18 декабря премьер-министр Михаил Мишустин утвердил правила компенсации российским хлебопекарным предприятиям части затрат, связанных с производством продукции. «Размер возмещения составит 2 тыс. рублей за тонну хлеба и хлебобулочных изделий с коротким сроком хранения (до пяти суток). Организация, получившая компенсацию, должна зафиксировать цены на свою продукцию», — говорится в сообщении пресс-службы правительства.

Одновременно с этим были приняты и другие стабилизирующие меры: квоты, пошлины, субсидии. На подорожание социального продукта при небывалом урожае президенту Путину указали в ходе большой ежегодной пресс-конференции. Глава государства подтвердил, что аграрии продают товар по экспортным ценам, что вызывает вопросы. «Цены связаны с конъюнктурой на мировом рынке, где выросли цены — сразу повезли на экспорт, а внутренние цены начали подтаскивать к общемировым», — пояснил Владимир Путин.

Отметим, что 2020-м мировой рынок недополучил вследствие пандемии около 6% товарного зерна всех категорий, что привело к росту цен. Российские компании за счет внутренних поставок попытались компенсировать эти потери, что привело к подорожанию. Правительство приняло решение помочь мукомолам, чтобы «усмирить» стоимость хлеба.

В связи с этим примерно понятно, что ждет производителей (субсидии, компенсации), а вот будущее продавцов весьма туманно. Известная российская компания-ритейлер не стала дожидаться, когда правительство сформирует план поддержки, способный затормозить рост цен и сработала на опережение, дабы не гневить власти. Как только президент поручил взять подорожание под контроль, компания сразу объявила об обнулении наценки на базовые продукты питания: хлеб, макароны, тушенку, черный чай, картофель, зерновые хлопья и молоко.

Компенсировать издержки (включая аренду, логистику, коммунальные платежи, зарплату персонала) ритейлер будет из своего кармана. Но если крупнейшему игроку на отечественном рынке продуктовой розницы такие кратковременные расходы по силам, то как быть с остальными торговцами?

Базовый проднабор включает в себя товары, продажа которых приносит основной доход небольшим магазинам формата «у дома». Если потребители хлынут за хлебом и тушенкой в крупную торговую сеть, соблазнившись «замороженными» ценами, небольшие торговые точки останутся не у дел и уйдут с рынка, оставив мелких предпринимателей без заработка и с долгами, что в эпоху коронакризиса смерти подобно. Между тем, в числе пострадавших окажутся и сами покупатели. Не у всех рядом с домом находятся сетевые точки, а иногда в них вообще надо ехать, скажем, за городскую черту. А рядом с домом магазин, как говорится, был, да сплыл.

Чтобы этого не допустить, всей отрасли нужны действенные субсидии — чтобы покрыть хотя бы часть транспортных расходов, а главное — перекредитовать накопившиеся долги под самый минимально возможный процент, говорит шеф-аналитик «ТелеТрейд» Пётр Пушкарёв. «Параллельно Минсельхоз уже ограничивает квоты на экспорт зерна, устанавливает и пошлины: тогда, конечно, будет меньше искушения поднимать внутренние оптовые цены на зерно всё время вслед за мировыми, а излишки на внутреннем рынке немного собьют цены и на зерно, и по цепочке на муку, на хлеб», — считает он.

Ну а пока сценарий экспертам видится такой: не исключено, что под давлением ритейлеров, производители понизят стоимость своего товара, но за счет качества: заменят качественное сырье на низкопробное, так как в убыток торговать никто не станет.

Источник

Похожие записи