«Актриса должна уйти красиво»: Нина Иванова из «Весны на Заречной улице» скрывалась 60 лет

«Актриса должна уйти красиво»: Нина Иванова из «Весны на Заречной улице» скрывалась 60 лет

Именно «МК» когда-то первым нашёл следы легендарной актрисы

Она не дожила месяц до своего 87-летия, приходящегося на канун Рождества. Шестьдесят лет назад она исчезла из мира кино, выбрав жизнь обычной женщины, медсестры в больнице. Поиски Нины Ивановой напоминали детектив со многими неизвестными. Это случилось в декабре 2006-го года.

Фото: ru.wikipedia.org

Один из наших читателей умолял найти свою любимую актрису, чтобы подарить ей букет алых роз. В тот год «Московский комсомолец» исполнял заветные желания москвичей, это был такой масштабный проект, любой мог позвонить или написать в нашу газету и рассказать о своей заветной мечте.

У большинства мечты были самые материальные, приземлённые, практичные. Что-то для себя самих, любимых. И лишь один пожилой мужчина попросил найти актрису-миф, актрису-сон. Которую он помнил с юности. С лучистыми глазами и непослушным, спадающим на лоб завитком — Нину Иванову.

Сперва мы пошли самым простым путем: решили искать ее через горсправку.

Как выяснилось, в 2006-м году в столице нашей родины проживали 273 Нины Ивановы.

Девять носили подходящее отчество — Георгиевна.

Год рождения трех из них — 1934-й — подходили к искомому.

Но одна из Ивановых трудилась продавщицей и никогда не меняла свою профессию. Другая — жила в Подмосковье.

А третья — обычная медсестра.

Неужели все три мимо?

Так, может быть, попробовать найти Нину Иванову через киношную среду? Вот список кинокартин, в которых сыграла актриса: “Жила-была девочка”, “Киевлянка”, “Легкая жизнь”, “Серая болезнь”.

…Архивы Киностудии имени Горького. Ноль информации.

По хранившимся сорок лет взаперти бухгалтерским ведомостям “Мосфильма” нам выдали наконец какой-то ее старый адрес. Но по нему давно никто не жил.

В архиве Одесской киностудии, где снимали “Весну”, произошел пожар, и все документы сгорели…

Все говорило о том, что наши поиски не дадут результата, и если бы мы, циничные журналисты, верили в судьбу, то непременно бы отступили, решив, что, наверное, это неспроста. Если человек не хочет, чтобы о нем знали, он непременно затеряется в большом городе. Да ещё с таким именем и фамилией — Нина Иванова. Ищи ветра в поле…

Даже режиссер Марлен Хуциев, который ещё был жив, ничего не слышал о своей главной лирической героине, чей взгляд с поволокой свел с ума 30 миллионов советских людей — именно столько зрителей посмотрели «Весну» за первый год проката.

С этим фильмом Нина Георгиевна объездила полмира, получила множество наград. В 1958 году на Фестивале молодежи и студентов в Москве ей вручили бронзовую медаль.

— Нина Иванова? А разве она не умерла? — изумлялись старые актеры, услыхав давно забытое имя. — Наш мир настолько тесен, что, если бы она еще мелькнула где-то, это обязательно всплыло бы. Но вскоре после своего триумфа Нина Иванова просто исчезла.

Почему? Что произошло в жизни «Татьяны Сергевны» какая тайна скрывается за ее внезапным уходом с экрана на самом пике популярности? До сих пор эта загадка не дает покоя миллионам зрителей, для которых фильм остается культовым…

Сниматься в кино Нина начала в десять лет. В военной картине “Жила-была девочка” в 44-м году она сыграла роль Насти. Ее партнершей стала пятилетняя Наташа Защипина.

Лента рассказывала о ленинградских детях, прошедших страшный голод и смерть близких. Маленьких героинь — Настю и Катю — режиссеры “Ленфильма” нашли в Москве.

Вместе с Ниной Ивановой на съемки поехала тетя. Родные боялись, что из-за кино девочке придется нагонять школу.

А ведь она всегда училась очень хорошо. Самая старшая из четырех сестер Ивановых. Самая ответственная. И самая красивая.

Нина не думала связывать свою дальнейшую судьбу с кино, поступила в медицинский. Но в 20 лет знакомый студент ВГИКа пригласил ее сыграть в его дипломной короткометражке. Там-то ее случайно и приметил Хуциев и позвал на роль Тани Левченко, учительницы школы рабочей молодёжи…

Простая картина о простых людях, простых и таких понятных чувствах. И вместе с тем прорыв, открытие, откровение. Время выбрало их — обычных парней и девчат “из нашего города”, новых киногероев оттепели.

— Николай Рыбников, сталевар «Саша Савченко» ходил с местными ребятами в заводской клуб на танцы, — рассказывали члены съёмочной группы. — Здешние голубятники учили его свистеть, гоняя сизарей. И с металлом он расправлялся как заправский мастер. Мы слышали, что уже в старости актер даже просил свою жену Аллу Ларионову похоронить его в рабочей каске.

— Мы дружили, мечтали, надеялись. Коле Рыбникову едва исполнилось 24 года, мне тоже, — вспоминал Геннадий Юхтин, актер, сыгравший роль молодого инженера. — Эта работа сплотила всю съемочную группу — от главного героя до осветителя. Каждый верил в то, что его ждет большое и прекрасное завтра. И Нину Иванову я помню… Она была самой юной из нас, открытая и радостная девушка.

“Смотри, к тебе пришла”, — кивает приятель Саши Савченко, оглядываясь на бродящую по цеху учительницу русского языка Татьяну Сергеевну.

— Да вовсе она не ко мне, — отворачивается тот, надвигая на глаза железную маску сталевара.

Прозвучавшая лейтмотивом песня ушла в народ. “И здесь, на этом перекрестке, с любовью встретился своей”, — распевают и поныне на праздничных застольях.

— Татьяна Сергеевна в “Весне” была так красива потому, что камера смотрела на нее влюбленными глазами оператора Радомира Василевского, — вспоминали создатели картины. — Эти двое были настолько поглощены друг другом, они словно символизировали собой обновление нашего кинематографа.

Как и положено, “Весна” завершилась свадьбой.

Не в кино — в жизни. Ради любимой оператор Радомир Василевский оставил первую семью и переехал жить в Одессу.

— Радик с Ниной поселились в новом доме, чистом и светлом, как герои фильма. Мы с ними соседствовали на лестничной клетке, — вспоминал Вадим Костроменко, директор музея Одесской киностудии. — Однажды прихожу в гости: Нина, раскинув руки как птица, лежит на полу, а Радик очерчивает ее фигуру мелком. “Буду шить жене модную пижаму!” Помню, я даже завидовал их отношениям, в них была такая весенняя легкость. Интеллигентный Радик и улыбающаяся, солнечная Ниночка…

Казалось, после “Весны” ей были открыты все пути. Письма шли мешками. Комсомольцы и зэки, жители Дальнего Востока и Колымы грозились непременно нагрянуть в гости и жениться. Только кого они любили? Экранный образ или реальную женщину?

На одном обаянии молодости в актёрской профессии не удержишься. Не родись красивой! Время романтической учительницы очень скоро ушло из кинематографа. 

Конечно, актрису не раз потом приглашали в кино. Но все последующие роли не дотягивали до той, звездной. Специалисты считали, что виновато отсутствие школы — ведь Нина Иванова не была профессиональной актрисой.

Спустя много лет она мелькнула на экране в эпизоде другой киноленты, поставив счастливую точку в «многоточии» «Весны на Заречной улицы», финал которой так и остался открытым.

— Я не Левченко, я Савченко, — гордо говорит героиня Нины Ивановой на встрече выпускников в фильме «Легкая жизнь». Советские зрители вздохнули спокойно, значит, любимые герои все-таки поженились! Но в жизни все закончилось не столь красиво. Все остальные роли Ивановой вызывали шквал кинокритики, от неё ждали новой «Татьяны Сергеевны», но так и не дождались. “Вопросы киноискусства”, “Советская культура”… “Н.Иванова робко движется перед киноаппаратом и несмело произносит слова роли”. “Персонаж Ивановой затерялся. Ее героиня наделена только самыми общими и положительными чертами”. “Даже гениальная актриса не справилась бы с поставленной задачей. Но режиссер и не нашел гениальную. Он взял молодую и неопытную Н.Иванову”.

И это только часть статей. Скорее всего в такой же шок повергли они и Нину. Однако, как выяснилось, это была главная, но не единственная причина бежать от кино, затеряться, забыться…

— Я знаю, что решение оставить нашу профессию Нина Иванова приняла совершенно самостоятельно, что у женщин-актрис бывает крайне редко и дается им нелегко, — вспоминал Геннадий Юхтин, актер. — Когда праздновали юбилей “Весны”, я позвонил Нине, но долгого разговора не получилось. Увы, жизнь нас изменила…

Только немногие, сильные натуры способны перечеркнуть все и исчезнуть, вырвать прошлое с корнем, начать жизнь заново, с чистого листа, с белого медицинского халата.

Поменять адрес, круг знакомств, все — кроме имени.

— Я не Татьяна Сергеевна, я — другой человек. Я не хочу возвращаться в прошлое. Я не хочу, чтобы вы его ворошили. Оставьте меня в покое, — на первый звонок «МК» и просьбу о встрече категорично ответила Нина Георгиевна и повесила трубку.

В середине 60-х годов она неожиданно вернулась из Одессы и устроилась работать ассистентом режиссера на студию имени Горького.

Одна. Детей у неё не было.

— Радик Василевский был еще дважды женат. Может быть, в этом и заключалась его, да и Нины, трагедия, что большой и дружной семьи не получилось? Не все зависит от наших желаний, — вспоминал Вадим Костроменко, директор музея Одесской киностудии. — Свою тоску Радик заглушил тем, что ушел из операторов и стал детским режиссером, снял прекрасные фильмы: “4:0 в пользу Танечки”, “Дубравка”, “Включите северное сияние”…

..И все-таки мы были должны ее разыскать, чтобы исполнить желание читателя. В этом нам помог тележурналист Роман Побединский.

— Я случайно встретился с Ниной Ивановой в августе 2001 года, — рассказал он. — Так вышло, что я делал цикл передач о забытых именах и чудом нашел ее адрес. Нина Иванова наотрез отказалась от съемки, от любой помощи, слышать не хотела об интервью. Мы пообщались мельком, возле метро. Седоватая и скромно одетая женщина с незнакомым лицом подошла ко мне, поговорили пять минут. Она живет с сестрой. Ее пенсия от актерской гильдии очень небольшая. “Таких, как я, забытых артистов, очень много. И поэтому не надо выделять меня одну. Чем я знаменита?” — ее взгляд был такой печальный. В нем ничего не осталось от прежней весенней Татьяны Сергеевны — ни-че-го, понимаете? Это было так больно, что я отвел глаза…

…Проспект мира. “Композиторский” дом в глубине двора. Тишина и покой. Будто и не в центре столицы. Но пройдешь всего несколько десятков метров, и тут же тебя поманит новогодняя сказка витрин.

Никем не узнанная Нина Георгиевна Иванова жила именно здесь. Никогда и никому не рассказывала, что именно она “та самая Иванова”. И все же все об этом знали.

Ее соседи по дому. Больные, за которыми она ухаживала.

Пока могла, Нина Георгиевна работала медсестрой в больнице рядом с ВДНХ. В самом тяжелом, онкологическом отделении.

— Передайте вашему читателю, что я жива. Но у меня другая жизнь. И она никак не связана с кино. Я не хочу никого разочаровывать. Мне не нужны его цветы. Я не Татьяна Сергеевна, и мне уже не 21 год, как тогда, я совсем другой человек. Так что пусть эти розы завянут в вашей редакции…

Вы даже не представляете себе, сколько сил и какой дар убеждения нам пришлось применить, чтобы за подаренным букетом — заветные желания должны исполняться — все-таки спустилась ее родная сестра Ольга Георгиевна.

Наш разговор с самой Ниной Ивановой тоже состоялся, но был он коротким и печальным, фотографию свою старая актриса так и не дала, не хотела, чтобы ее видели другой: — Из кино ушла, потому что кино перестали снимать.

— Мое поколение никому больше не нужно. Многие мои друзья ушли из жизни, бедствовали, особенно жалко было операторов, они пострадали первыми, — рассказала Нина Георгиевна. — А сейчас — что говорить, я уже не в том возрасте, чтобы показывать свои морщины и рассказывать о себе. Не надо мне никаких почестей. Актрису должны запомнить молодой. Актриса должна уйти красиво…

Все в доме знали, как Нина Георгиевна заботилась о своей семье, своих младших сестрах и племянниках. Они — единственные, которые у нее оставались. Она была очень одинокой, но с большим сердцем. Все время за кем-то ухаживала. Покупала косточки для бездомных собак и кошек. Не могла пройти мимо слабого и больного. Всем соседям уколы делала и никогда не требовала благодарности. А они старательно делали вид, что не узнают в ней Таню Левченко-Савченко.

Нина Георгиевна не любила вспоминать при чужих о своем актерском прошлом, но когда они оставались с сестрой наедине, то часто рассказывала о тех днях и тех людях, с которыми свела судьба.

Кстати, она так ни разу и не посмотрела прославивший ее фильм. Когда его ставили в программу, просто выключала телевизор. И с актером Николаем Рыбниковым — влюбленным Сашей Савченко — после съемок не виделась больше никогда.

«1 декабря 2020 года на 87-м году жизни после продолжительной болезни ушла из жизни замечательная актриса кино, режиссер Нина Георгиевна Иванова»,— говорится в сообщении Союза кинематографистов.

Прощание с актрисой состоится 4 декабря в морге больницы №59.

Источник: mk.ru

Похожие записи