Алексей Федорченко процитировал в своем фильме Мединского

Алексей Федорченко процитировал в своем фильме Мединского

Владимир Хотиненко объяснил, почему кинематографисты вновь рванули в 90-е

В Выборге проходит 30-й фестиваль российского кино «Окно в Европу». Накануне открытия ходили слухи, что его переименуют в свете современных событий, когда отношения со многими странами разорваны. Однако здравый смысл возобладал.

Алексей Федорченко и Дарья Екамасова.

Фото: Геннадий Авраменко

Начался фестиваль с премьеры документальной мистификации Алексея Федорченко «Монета страны Малави». Снят фильм в родном селе Шукшина Сростки на Алтае, где Федорченко побывал в 2015 и 2019 годах, успев сменить гнев на милость. Если первая поездка на шукшинские дни неприятно поразила формализмом, участием тогда еще министра культуры Мединского, которого привезли с отдыха в соседней Белокурихи и чьи фразы вошли в фильм («Представляете, сколько еще мог натворить Василий Макарович, если бы не умер»), то повторный визит подарил знакомство с прекрасными жителями Сростков, золотым фондом страны, как назвал их Федорченко. Можно было просто идти и снимать. Герои сами входили в кадр. Все происходило спонтанно. Мария Шукшина фильма не видела, хотя могла бы в нем сняться. Ее даже пытается найти в коридорах Дворца культуры Андрей Мерзликин, с которым они вместе играют спектакль. Но почему-то не находит, и в этом есть своя драматургия. Иногда жизнь напоминает анекдот. К примеру, теплоход «Дунай», на котором умер Шукшин во время съемок, теперь пришвартован в Москве и переименован в «Александра Блока». Федорченко претендует на открытие в шукшиноведении. Хотите верьте, хотите нет, но в фильме есть кадр из «Калины красной», где Василий Макарович странно смотрит прямо в камеру и явно чем-то недоволен. Федорченко предположил, что возмущен он работой оператора. Ради красоты картинки проявил он своеволие, а Шукшину ничего другого не оставалось, как стерпеть, поскольку снимали фильм на дефицитную пленку без возможности переснять.

Первый лауреат первого фестиваля Владимир Хотиненко.

Фото: Геннадий Авраменко

Алексей Федорченко говорит, что его принцип — снимать игровое кино как документальное, и наоборот. Монету африканской страны Малави с изображением Шукшина, фигурирующую в фильме, он купил в Новосибирске. В кадре он ее бросает в воду. Но не факт, что так оно и было. Возможно, бросил вовсе не монету, и все это очередная мистификация. Каждый сценарий для Федорченко как научная работа. Подготовка ведется тщательная. Если это не розыгрыш, то Федорченко занимался паразитологией, готовясь к экранизации «Малыша» братьев Стругацких. Он запускает параллельно несколько проектов. Недавно в Бресте снял фильм про «Бессмертный полк», а в ноябре отправится в Колумбию снимать «Енотовый город». Конкурс игрового кино, жюри которого возглавил Алексей Федорченко, открыл дебютный фильм «Накануне» Алисы Ерохиной, которая тоже попыталась работать на грани художественного и документального кино. А актера на роль 16-летнего парня хотела непременно найти из той же среды, что и ее герой, чтобы стал проводником реальности. И нашла на улице Артема Яковлева, который продает алкоголь в одном из магазинов в спальном районе Питера. Парень предоставлен сам себе, переживает сложные чувства из-за отца, покинувшего семью, подсматривает за его любовницей, которую готов убить. Эту страдающую героиню, у которой десяток собак, тонко и нежно сыграла Дарья Екамасова. Петербург на экране опять бандитский и опасный, напоминает беспросветную провинцию своими нравами. И по нему бесцельно блуждает самый настоящий Джокер, способный на все.

Среди гостей — Иван Краско.

Фото: Геннадий Авраменко

Проблема отцов и сыновей стала ключевой для российского кино. Режиссер Иван Соснин из Екатеринбурга представил во внеконкурсной программе картину «Далекие близкие» с Евгением Сытым в главной роли. Актер из Кемерова, работавший там в театре Евгения Гришковца, ставший артистом МХТ им. Чехова, снявшийся в нескольких десятках картин, включая «Эпидемию», «Аритмию», «Домашний арест», в марте 2022 года скончался после тяжелого онкологического заболевания. На экране его не узнать. Из большого, пышнотелого человека он превратился в сухопарого старика, хотя ему было всего 52 года. И играл он свою роль как последнюю. Она такой и стала. Его герой — учитель географии, никогда не покидал родного Хабаровска, но при этом рассказывает ученикам про Байкал и другие заповедные места неизвестной ему страны. Благодаря знакомству с женщиной в соцсетях (ее сыграла Елена Яковлева) он совершит путешествие из Хабаровска в Москву, и теперь этот вояж воспринимается как прощальный тур самого артиста. Самые смешные сцены вызывают тяжелые чувства: на экране живой человек, но его нет и не будет.

30-летие фестиваля отметили показом знаковых картин. Одна из них — «Макаров» Владимира Хотиненко — получила в 1993 году главный приз. Сам он вспоминал 90-е, Свердловск того времени, где жил и снимал, и где дня не проходило, чтобы кого-то не завалили. Тогда гуляла шутка про банкиров: 25 лет — глубокая старость. Хотиненко говорил о том, почему так часто вспоминают это время и даже молодые кинематографисты к нему постоянно обращаются. Да потому что сегодня нет того задора и желания снимать кино, как тогда. На экране — феноменальный Сергей Маковецкий с «Макаровым» в руке, его дивные партнерши Елена Майорова и Ирина Метлицкая, которых нет на этом свете целую вечность. «Макаров» в свое время получил все призы, а потом словно выпал из контекста и теперь вновь возвращается. «Сейчас кино превратилось в книгу, которая стоит на полке. Книги как напоминание. Они есть, но кто их читает?» — сказал Владимир Хотиненко. Теперь и фильмы пылятся на полках, но иногда их оттуда извлекают.

Открылся фестиваль российского кино «Окно в Европу»: фото из Выборга

Смотрите фотогалерею по теме

Источник: mk.ru

Похожие записи