Алексей Учитель представил прежнюю «Прогулку» и еще одну с другими героями

Алексей Учитель представил прежнюю «Прогулку» и еще одну с другими героями

От режиссера Руслана Братова, молчавшего пять лет, ждали шедевра, и он не подвел

На 30-м фестивале российского кино «Окно в Европу», проходящем в Выборге, Алексей Учитель представил «Прогулку», принесшую ему в 2003 году сразу три награды. Многое забылось — например, то, куда во время фестиваля исчезла его борода. Но былое ощущение свободы и молодости он вместе со своей юной ученицей попытался передать в фильме со странным названием «Миттельмарш».

Алексей Учитель с сербской актрисой Тиной Стойилкович (слева) и режиссером Софьей Мелединой.

Фото: Геннадий Авраменко

Накануне премьеры мы увидели кадры 2003 года, где Алексей Учитель получает награды за «Прогулку». Всего неделя прошла, а он лишился бороды. В первых кадрах она была, а потом исчезла. Как это произошло, режиссер и сам не помнит — предполагает, что побрил ее от счастья. Оператор фильма Юрий Клименко признался в Выборге, что снимал начало и конец картины, поскольку был фактически парализован из-за проблем с позвоночником. Заменил его коллега и на тот момент документалист Павел Костомаров, ныне снимающий игровое кино (за его плечами — сериал «Эпидемия»). Евгений Цыганов тогда только-только пришел в «Мастерскую Петра Фоменко», как и его партнеры по фильму Ирина Пегова и Павел Баршак. Все они получили главные роли у Учителя, а «старики» театра — только камео, крошечные эпизоды. Ничего хорошего в таком раскладе для молодых актеров не было.

Алексей Учитель вспоминал, как для сохранения баланса, чтобы высокие партнеры не возвышались над Ириной Пеговой, придумали для нее 32-сантиметровые платформы, на которых она и гуляла по Петербургу. А когда надо было подняться на Исакий, надевала платформы пониже, высотой в 22 см.

Для Евгения Цыганова с «Прогулки» многое только начиналось. Алексей Учитель умеет зажигать звезды. Вот и теперь он представлял работу своей недавней ученицы, фактически «Прогулку» номер два, только из совсем другой эпохи. Софья Меледина лишь год назад окончила ВГИК — и вот уже дебют на главном на сегодняшний день отечественном кинофестивале. «Прогулка» словно повторяется в сказочном, выдуманном «Миттельмарше». Здесь тоже есть любовный треугольник, прогулки по Петербургу. Но важная роль отводится бабушке Эре Зиганшиной — одной из немногих актрис, оставшихся в своем реальном возрасте, отказавшись от омолаживающих ухищрений. Ее героиня работает в музее, где трудится охранником ее бывший возлюбленный и скульптор. Бабушка сводит 18-летнего внука Митю (молчаливая роль Ивана Злобина) с безбашенным карманником Ковальски в исполнении пластичного и выразительного актера Александринского театра Ильи Деля. Он уже снимался с Евгением Цыгановым в «Цое» Алексея Учителя и теперь рассказал, что старался все делать сам: гореть в огне, ездить на мотоцикле, хотя и было страшно, поскольку его партнер Иван Злобин только-только получил права.

Евгений Цыганов и Юлия Снигирь в Выборге

Фото: Геннадий Авраменко

А потом между ними возникает прекрасная Полина — одна на двоих. Ее сыграла сербская актриса Тина Стойилкович, которую пригласили, увидев в дипломном спектакле «Три товарища» в Театральном училище им. Б.Щукина. Тина рассказала «МК» о том, какие перспективы ее ждут в ближайшее время, ведь Россию она не покинула: «Моим мастером в Щукинском училище была Нина Дворжецкая. Когда я приехала из Сербии поступать, то вообще по-русски не говорила. До начала спецоперации все складывалось хорошо. А теперь меня боятся приглашать — как актрису с иностранным паспортом. Я пытаюсь найти работу в Сербии, чтобы работать параллельно там и в России, но поскольку училась в Москве, то все мои творческие связи здесь».

Алексей Учитель говорит, что видит свою задачу при работе с начинающими режиссерами в том, чтобы им не мешать, но уберечь от ошибок по ремеслу. На новый проект силы были брошены мощные. Так, к сценарию приложил руку Александр Миндадзе. А Софье Мелединой были более всего интересны абьюзивные отношения между Полиной и Ковальски. Ей хотелось снимать кино про необычных людей и представителей своего, молодого поколения. Представляя свой фильм, она благодарила няню, оставшуюся с ее полугодовалым ребенком. А после показа малыш уже был рядом.

Пока самой сильной картиной игрового конкурса стал «Экспресс» Руслана Братова, от которого многие ждали шедевра после короткометражки «Лалай-Балалай», отмеченной Гран-при «Кинотавра» еще в 2017 году. После успешного старта нависла пятилетняя пауза. «МК» расспросил Руслана, почему он так долго молчал. «У меня за это время многое произошло: ребенок родился, я квартиру купил, машину, писал сценарии, снимал рекламу, зарабатывал, пытался найти деньги на фильм. Хотелось сделать свой материал», — рассказал Руслан.

Город, в котором живут герои его нового фильма, — собирательный: это и Черкесск, и Карачаевск, и Теберда. «Я родился в Черкесске и уехал из него в 17 лет. У меня там сестра живет, — говорит Руслан. — У нее недавно люк пропал на улице. Видимо, опять они пользуются спросом». В фильме герои воруют канализационные люки, которые дорого стоят. А когда один такой унесут, откроется бездонная дыра, ассоциирующаяся с образом страны. Три года продолжалась работа над «Экспрессом». Пандемия на время заморозила проект. А потом снимать в Карачаево-Черкесии оказалось нелегко. Можно сказать, что ставили на зеро, как и герои фильма, надеялись на чудо, и оно произошло.

Главную роль сыграл выпускник режиссерского факультета ГИТИСа Лев Зулькарнаев. Сам Руслан Братов учился там в мастерской Леонида Хейфеца. Роль, которую сыграл Павел Ворожцов, предназначалась Евгению Сытому. Ему и посвящен фильм. Вместе с Сытым роль придумывалась, но актер недавно ушел из жизни после тяжелого онкологического заболевания. В Выборге мы его увидели в картине «Далекие близкие» Ивана Соснина, и это первоклассная работа почти неузнаваемого артиста, сбросившего не один десяток килограммов.

Источник: mk.ru

Похожие записи