Андрей Бильжо объединил Пушкина и Супермена

Андрей Бильжо объединил Пушкина и Супермена

Художник представил великих писателей на удалёнке

В отделе Государственного музея истории российской литературы имени Даля «Дом Остроухова в Трубниках» открылась выставка известного художника-карикатуриста, живописца и юмориста Андрея Бильжо. Всю экспозицию он создал, находясь в самоизоляции, а потому неудивительно её название – «Андрей Бильжо. Приветы с удалёнки». Здесь и графическая серия «Писатели на удалёнке», иронически обыгрывающая штампы о русских классиках, и скульптурные композиции, в которых Пушкин, Толстой, Чехов и другие соединяются с атрибутами поп-культуры. Оживление великих оценил и корреспондент «МК».

Фото предоставлено пресс-службой ГМИРЛИ имени В.И. Даля.

Что общего у Пушкина и Бэтмена, или у Толстого и Микки Мауса, наконец, у Чехова и Мардж Симпсон? Они, как и герои популярных мультфильмов и комиксов, уже давно стали мемами. По крайней мере так думает художник Бильжо, который, проходя по полутёмному залу, рассказывает корреспонденту «МК», каким образом решил оживить русских классиков.

— Писатели в школьных учебниках и на портретах, которые висят на стенах, – мёртвые. Многим школьникам хочется пририсовать, например, рожки или удлинить бороду, или очки нарисовать. Просто, чтобы оживить его. Я всегда пририсовывал Бог знает что к писателям, когда учился в школе, – признаётся Бильжо. – А сейчас появилась возможность оживить их другим способом. Но они, заметьте, золотые.

И это правда. Впрочем, конечно, гипсовые бюсты великих покрыты лишь золотой краской, но и она производит впечатление – особенно в сочетании с другими атрибутами. Например, небольшая фигурка Николая Васильевича Гоголя вылезает из настоящего хлеба. Такая вот отсылка к знаменитой повести «Нос», в которой этот важный для писателя орган цирюльник Иван Яковлевич находит в хлебе.

А вот Александр Сергеевич Пушкин, по версии Бильжо, вдохновлялся отнюдь не Анной Керн, когда создавал хрестоматийные строки про «чудное мгновение», а… позолоченной куклой Барби. Пушкину посвящается и другая скульптурная композиция – «Дуэль на Чёрной речке». В ней противником поэта становится некто, напоминающий скорее персонажа американского вестерна, чем Дантеса. На стороне же Пушкина рядом с его внушительной статуэткой – Супермен, Бэтмен и Дональд Дак. Кто знает, окажись такая компания в роковой день 1837 года, солнце русской поэзии мог бы избежать смертельной пули.

Бильжо тем временем объясняет, что использовал материалы, которые были под рукой, поскольку работал над скульптурами за городом, в самоизоляции. Например, спил дерева: на нём помещается часть некоего механизма, а на возвышении – бюст Антона Чехова. Тут и намёк на вырубленный вишнёвый сад, благо к дереву прикреплена брошка в виде вишенки, и на «Трёх сестёр», которые представлены фигурками Мардж Симпсон и её сестёр из популярного мультсериала. Дополняет инсталляцию убитая чайка, которую Бильжо вырезал из валенка.

Фото предоставлено пресс-службой ГМИРЛИ имени В.И. Даля.

— На самоизоляции либо надо пить, либо заниматься творчеством, – рассуждает художник. – Я решил соединить одно с другим.

Интересно, что Бильжо, по его словам, впервые столкнулся с «новой реальностью» в феврале 2020 года, находясь на карнавале в Венеции. «Карнавал в Венеции на третий день отменили. Венецианские маски сменили маски медицинские. Так началась другая жизнь – для меня и для всех. Я запер свою венецианскую квартиру, надеясь туда скоро вернуться» – делится эмоциями мастер.

В венецианскую квартиру Бильжо пока так и не вернулся. Зато может познакомить московских зрителей со своими рисунками, которые изображают писателей на удалёнке. Эта графическая серия представляет классиков одновременно в стереотипном и ироническом ключе. Герои изображены в четырёхстенном пространстве, и каждый из них находит занятие по вкусу – Есенин кутит, Набоков разгадывает шахматную партию, Толстой косит траву, Лермонтов наблюдает за одиноким парусом, а Крылов проводит время в компании героев своих басен. Улыбнуться заставляют и подписи под иллюстрациями, которые начинаются с шаблонной характеристики: «великий русский писатель/поэт…», а продолжаются ковидным образом. Скажем, про Набокова говорится, что он «находится в режиме самоизоляции, на удалёнке из-за пандемии covid-19, он не нарушает режима и не унывает».

Особое внимает обращает на себя поведение Маяковского, который, в версии Бильжо, читает стихи Ленину, а со всех сторон на поэта наведены пистолеты. За Есениным следит «чёрный человек», а Гоголь сидит в комнате вместе с Носом и сжигает, надо думать, второй том «Мёртвых душ». Их заточение объясняется тем, что «они боятся заразиться коронавирусом, так как у Носа только нос, и он уязвим к этой заразе, и у Николая Васильевича тоже большой нос, и он тоже боится».

Фото предоставлено пресс-службой ГМИРЛИ имени В.И. Даля.

Биографии классиков, их произведения органичны в этом миксе Андрея Бильжо и позволяют взглянуть на выдающихся авторов как на живых людей со своими слабостями, интересами, талантами. Никакого отторжения, а, напротив, желание перечитать пьесы Чехова, романы Толстого и стихи Пушкина, а заодно и пересмотреть любимые с детства мультики.

Источник: mk.ru

Похожие записи