ПОСЛЕДНЕЕ
Андрей Литвинов призвал архитекторов не прикрываться фасадом

Андрей Литвинов призвал архитекторов не прикрываться фасадом

«Архитектор как дирижер»

В предновогодние дни на черноморском побережье, где через год-полтора появится новый концертный зал, среди строителей в касках появился необычный человек. Он был похож на героя Тима Бёртона — необычная прическа и стиль. «Кто это, кто это? Музыкант? Художник?», интересовались непосвященные. Оказалось, архитектор Андрей Андреевич. Так называли Андрея Литвинова.  

Фото: Светлана Хохрякова

Про него говорят, в отличие от многих архитекторов он не мыслит коробками, вписывает объект в уже существующее пространство. В его послужном списке —  более ста проектов, среди них  — арена на территории ЗИЛ, построенная  ЧМ, жилые  комплексы и отели в Санкт-Петербурге, промышленные объекты. Теперь концертный зал, акустическую систему для которого создал крупнейший специалист в этой сфере из Японии Ясухиса Тоёта, уже работавший в России,  создавший концертные залы в Мариинке и «Зарядье». У него множество проектов по всему миру, и важно было сделать  все для того, чтобы он ощущал особенность именно этого своего творения, воспринимал себя его неотъемлемой частью. Чтобы «втянуть» такого крупного специалиста в проект, Андрей Литвинов звонил ему  каждую неделю, рассказывать о том, как ведется строительство. 

Мы разговариваем пока еще в бетонной конструкции, на том месте, где будет оркестровая яма, а пока это просто безжизненная бездна.

— Я не знаю, что буду проектировать завтра, — говорит Андрей Литвинов. — Каждый из них как новое погружение. Объекты культуры – отдельная история. Скоро в Петербурге откроется музейный комплекс. Музей фотоискусства- мой проект. 

— Вам интересно создавать именно культурные объекты? Насколько вы свободны в своих полетах и фантазиях? 

— Нет архитектора, специализирующемся на чем-то одном.С йчас у меня искренний интерес к культурным объектам и в тоже время мне  интересны школы — обычные, в разных регионах. Люблю их проектировать. У меня много идей, которые хочется внедрить. Был период, когда меня интересовали отели, поскольку они многофункциональны, в них всего по чуть-чуть. Интересно все это собирать. Спорт —  тоже целая эпоха. Я работал  в России и ближнем зарубежье. Две  арены мы сделали в Бишкеке и на Иссык-Куле.  Если я не проектировал какого-то типа объект и берусь за  это  впервые, то  собираю команду технологов, узких специалистов. Это работа не одного человека. Большой серьезный объект предполагает огромное количество консультантов и экспертов,  формирующих идею. И ты  как дирижер формируешь все взаимосвязи. 

Я формирую некий подход к дизайну и командной работе. Есть дизайн того, что нас окружает. Есть промышленный и ландшафтный дизайн, архитектура как дизайн фасадов, оболочки здания. Есть множество разнообразных подразделений,  профессии, формирующие те элементы, из которых ты собираешь окружающую среду. В дизайне представители разных профессий выражают свой внутренний мир.

Каждый творческий человек находится в поиске, выражает свой внутренний мир через собственный образ. Есть еще дизайн коммуникаций, то как люди взаимодействуют между собой. Я — архитектор, но понимаю важность всех остальных направлений дизайна. 

— Иногда архитекторам кажется, что они самые главные, а остальные реализуют его замысел. 

— У архитекторов бытует такой подход, что главное — это фасад здания, а все остальное должно приспосабливаться, что архитектор выше всех, а остальные дизайнеры что-то там делают и подстраиваются. Нет! Все равнозначны. Архитектор только часть целого. Комфортная среда формируется в балансе разных профессий. Если ты ставишь во главу угла облик здания, то тем самым ущемляешь  пространство, в котором находятся люди. Ты формируешь пространство изнутри, расставляешь окна, а потом выходишь на улицу и смотришь, что получилось. Дальше начинается корректировка. Сегодня существует столько инструментов для того, чтобы сделать дизайн любой оболочки, чего  не было  100 и 200 лет назад. Тогда просто  не  было такого разнообразия материалов. Иногда  стоит приложить усилия и  создать из удобного внутреннего пространства интересную оболочку.  А когда позиция архитектора такая — сначала делаю я, а потом все остальные — тогда нет стимула.  Это легкий путь. А сложный —  вступить в коммуникацию со всеми специалистами, подстроится под них, создать интересное решение.  Подход «здание само по себе» уже не работает в архитектуре. Важна среда с большим количеством смыслов, а не существующий сам по себе объект. А это уже урбанистика.  Важно понимать, какую инфраструктуру создавать. Если люди уезжают, значит, территория деградирует. Если они приезжают, то территория развивается. На эту тему я могу говорить двое суток. 

Источник: mk.ru

Похожие записи