Духовную жизнь советского подполья показали в консерватории

Духовную жизнь советского подполья показали в консерватории

Необычная выставка открылась концертом редких произведений композиторов-нонконформистов

Выставка «Ars sacra nova» представляет искусство нонконформистов в необычном месте и неожиданном ключе. Работы главных художников советского андеграунда послевоенного времени являются в полутьме выставочного зала консерватории как откровение о духовных поисках людей в эпоху, когда религия была под запретом. Не случайно выставку открыли концертом неоканонических сочинений композиторов-нонконформистов, который начался с песнопений, написанных композитором Николаем Каретниковым в память о Борисе Пастернаке.

Фото: Мария Москвичева

О своем главном романе «Доктор Живаго» Борис Пастернак писал: «Атмосфера вещи – мое христианство, в своей широте немного иное, чем квакерское и толстовское, идущее от других сторон Евангелия в придачу к нравственным».

Писатель был крещен своей няней в раннем возрасте, тайком от родителей, далеких от церкви, но по-настоящему осознал евангельскую философию уже взрослым человеком. Происходило это в то время, когда религия была заменена идеологией, а значит, все духовные поиски были полупотаенными, очень личными и становились своеобразной формой диссидентства.

У каждого художника и композитора, чьи произведения стали частью выставки-исследования эпохи новой сакральности, был свой путь к вере. Так, художник Владимир Яковлев крестился в 1980-х, находясь в сумасшедшем доме, но его духовные поиски начались раньше. Именно его работы открывают выставку нонконформистов в консерватории.

В таинственной полутьме лучи света выделяют совсем не канонические, но одухотворенные образы. В воздухе парят две картины – на той, что слева, изображен человек, держащий в руках крест, а той, что справа, крест «растет» в поле вместе с травой как нечто естественное, природное.

Фото: Мария Москвичева

Между этими подвешенными в пространстве холстами виднеется еще одна картина Яковлева под названием «Голгофа», она висит в глубине зала над пианино. На ней изображен бородач с длинными волосами и ресницами. Он смотрит вниз смиренно, он прекрасен в своей красоте и простоте.

«Эти кресты Владимир Яковлев написал в 1973 году поверх старых сюжетов, созданных несколькими годами ранее. Они для него – и религиозный символ, и переплет окна в дурдоме, и абсолютное переживание зачеркнутости», – рассказывает «МК» куратор выставки Любовь Агафонова. За несколько недель она совершила здесь, в выставочном пространстве Малого зала консерватории, настоящее чудо. Повесила профессиональный свет, подвесы для картин, сделала музейное пространство европейского уровня. Создала сакральную атмосферу приватности и таинства, отражающую идею проекта.

– Увлечение духовной философией в то время было для людей окном в запретный духовный мир. И это совсем не та религия, которая была до 1917 года, и не та, что существует сейчас. Если у кого-то в доме была Библия, ее нельзя было поставить на видное место. В библиотеке нельзя было прочитать Павла Флоренского и даже Дмитрия Мережковского, это все было под запретом. 

Фото: Мария Москвичева

Художники не боялись искать путь внутри себя. На мой взгляд, здесь важно говорить не просто о второй волне авангарда и ее сакральных поисках, но и о преемственности. Никакой второй волны авангарда на самом деле не было – было время затишья, когда идеи авангардистов были запрещены, как религия, а потом настало время, когда внутри каждого отдельного автора и всего сообщества все это проросло вновь, – считает Агафонова.

Оскар Рабин, Владимир Вейсберг, Владимир Стерлигов, Эдуард Штейнберг, Михаил Шварцман, Анатолий Зверев, Валентина Кропивницкая, Эрнст Неизвестный, Дмитрий Плавинский – каждый из этих художников, чьи работы представлены на выставке, прошел свой путь духовных поисков. У Валентины Кропивницкой изображения храмов написаны в виде неприступной, но манящей крепости. Владимир Стерлигов создает из геометрических фигур людей, взывающих к небу. Дмитрий Плавинский осмысляет сакральность через древнерусские религиозные тексты, которые рисует с каллиграфической тонкостью.

Фото: Мария Москвичева

Так же было и с композиторами, чьи произведения писались вопреки ситуации времени, в стол, – за каждым духовным сочинением стоит своя личная история, многие из которых так и останутся тайной. Николай Каретников, Арво Пярт, Альфред Шнитке, Валентин Сидельников, Эдисон Денисов написали произведения, где смешивались канонические мотивы и евангельские тексты с авторским, новаторским взглядом. 

Любовь Агафонова

Фото: Мария Москвичева

В день открытия выставки эта духовная музыка, которая и сегодня исполняется крайне редко, тоже звучала в полутьме. В Малом зале зрителям хотелось закрыть глазами, чтобы почувствовать всю ту боль, свет и искренность, что вкладывали композиторы в свои сочинения. Особенно проникновенно прозвучал молодежный хор Научно-творческого центра церковной музыки МГК имени Чайковского, исполняя произведение Эдисона Денисова «Свете Тихий», написанное в 1988 году: «Свете тихий, сияй нам чрез ночи, Свете тихий, сияй без конца…».

Источник: mk.ru

Похожие записи