Ефремов, Волчек и другие: к юбилею «Современника» показали уникальные фото

Ефремов, Волчек и другие: к юбилею «Современника» показали уникальные фото

Лица в объективе Юрия Роста

15 апреля театр «Современник» отметит юбилей — полвека плюс пятнадцать лет. Не век, конечно, как у Вахтанговского или Молодежного театров, но все-таки… Выросший из маленькой студии энтузиастов, театр на Чистых прудах сумел стать серьезным конкурентом академическим театрам. Слово «модный» применительно к театру тогда еще не было в ходу, но очереди за билетами на его спектакли у здания на Триумфальной площади, где квартировал молодой театр, а позже на Чистых прудах выстраивались длинные и на всю ночь. Мы публикуем фото, сделанные в разное время журналистом и фотографом Юрием Ростом. Фото редкие, не парадные, остановившие мгновение, лица…

На 30-летии «Современника». Фото: Юрий Рост

История русского театра доказала и продолжает доказывать — все стоящее в нем начинается с нуля. То есть с желания, идеи, любви и полного отсутствия какой-либо материальной базы. Основой становилась история, в которой, как в хорошем сценарии, был герой — Олег Ефремов и его верные ученики — Волчек, Кваша, Толмачева, Иванова, Евстигнеев, Табаков, Лаврова, Козаков, Щербаков, Дорошина, Покровская, Крылова, Миллиоти, Фролов, Даль, Леонтьев и другие… Много уже рассказано (в том числе и в «МК») об их бессонных, но веселых ночах, совсем не сытой жизни, беспечной молодости — все было сущей ерундой рядом с той радостью, что они получали в семье под названием «Современник», связанной некровными узами. А на их спектакли ломилась вся Москва — «Вечно живые», «Без креста», «Всегда в продаже», «Обыкновенная история», «Двое на качелях», позже они войдут в золотой фонд отечественного театра.

Олег Табаков. Фото: Юрий Рост

Славная история, где они, так уж вышло, были первыми: первые в стране поставили на сцене произведение Василия Аксенова, к ним первым пришли мировые знаменитости — драматург Артур Миллер из Америки, английский режиссер-новатор Питер Брук, Эдуардо де Филиппо и Марчелло Мастроянни из Италии, продюсеры с Бродвея и не только. Они первыми начали говорить правду о войне, революции и большевизме, еще не совсем понимая, что именно им позволили говорить. Но пребывая в иллюзии оттепельного времени, они оставались честными перед собой и зрителями. Наконец, первыми устроили свою студию совсем не по советскому принципу материального распределения. В «Современнике» зарплата зависела от качества.

За кулисами: Елена Яковлева. Фото: Юрий Рост

Нельзя забывать, в какой обстановке, на каком социальном и политическом фоне произрастало это «впервые». Те, кто вырос в эпоху отсутствия идеологического руководства культурой и жизнью, вряд ли поймут, какой ценой все давалось. Не поймут, но понять обязаны — быть смелым вопреки, а не согласно — две большие разницы. Молодой, горячий «Современник» — любимое дитя оттепели, которой уже новое поколение в постперестроечное время посвятило спектакль «Шагает солнце по бульварам».

Если по кирпичику разобрать фундамент, который в свою студию заложил Ефремов с единомышленниками, то поймем, за счет чего «Современник» стоял и пока стоит. Это вера в то, что русский психологический театр и метод Станиславского абсолютно жизнеспособны, крайне продуктивны, и жизнь человеческого духа в предлагаемых обстоятельствах — это один из магистральных путей развития театра.

Артур Миллер, Галина Волчек, Валентин Гафт, Игорь Кваша. Фото: Юрий Рост

Что название «Современник» не случайный набор букв. Он соединяется с современностью, что не является синонимом политической повестки дня. Он понимал главную проблему современного человека. Еще — открытость по отношению и друг к другу, и к зрителю. Как же они были яростны, бескомпромиссны в своих спорах, со стороны напоминающих боевые схватки. Несмотря на это, утром, встретившись в театральном коридоре, они, как ни в чем не бывало, братались друг с другом. Потому что не на словах уважали мнение другого.

Шутливый снимок, сделанный во время подготовки спектакля «Близнецы». Потом он стал частью декорации. Фото: Юрий Рост

К постановке могли принять среднюю пьесу, если только она совпадала с этическими и эстетическими взглядами театра. И отказаться от шедевра, если он находился на другой, прежде всего, этической территории. «Современник» был силен не только духом бунтарства, а ответственностью за каждое сказанное с подмостков слово. Он не был ловким крысоловом, который вел зрителя неизвестно куда.

В день своего 65-летия «Современник», так получилось, оказался на переходном этапе. Сохраняя в риторике приверженность прошлому, новые руководители строят новый театр. Каким он будет, насколько окажется достойным истории предшественников, покажет время.

P.S. Фото Юрия Роста в полном объеме будут представлены в ГУМе на выставке «Современник» современника. Взгляд Юрия Роста».

Источник: mk.ru

Похожие записи