Экс-президент Туркменистана написал новый текст для советской песни «Журавли»

Экс-президент Туркменистана написал новый текст для советской песни «Журавли»

В Екатеринбурге показали фильм с участием Бердымухамедова как поэта

В Екатеринбурге проходит кинофестиваль дебютного кино «Одна шестая», призванный послужить возрождению Свердловской киностудии. Долгие годы она находилась в плачевном состоянии. Не раз предпринимались попытки ее возродить. Алексей Федорченко даже снял документальную комедию «Кино эпохи перемен», после чего все руководство студии сняли.

Айна Джумаева в фильме «Красная курте». Фото: Пресс-служба фестиваля

Свердловская киностудия появилась на свет в 1943 году, как говорят, по ошибке. Изначально планировался совсем другой город для ее создания в годы Великой Отечественной войны. Ее первым руководителем стал не кинематографист, а главный конструктор крупного предприятия. Почти с первых дней тогда заработала Школа актерского мастерства. Следуя традиции, «Одна шестая» стартовала с актерской лаборатории.

Флагманом Свердловской киностудии стал Ярополк Лапшин — режиссер «Угрюм-реки» и «Приваловских миллионов», декорации которых хранятся как святыни. На студии дебютировал как режиссер Михаил Козаков «Безымянной звездой». Нам показали белое платье, в котором у него снималась Анастасия Вертинская. В Свердловске ныне оскароносец Александр Петров снял анимационный фильм «Корова», номинировавшийся на главную кинопремию мира. Здесь начиналась карьера живущего в Канаде Алексея Харитиди, чей мультфильм «Гагарин» получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и номинировался на «Оскара».

Современная жизнь студии не так оптимистична, хотя это не руины и не страшные обшарпанные коридоры. Все работает, хотя оборудования недостаточно, но в запуске девять проектов. Началась подготовка второго состава — вторых режиссеров, специалистов по реквизиту для уральского региона. А в дни фестиваля на Уральскую актерскую лабораторию приехала молодежь из разных городов страны — поучаствовать в мастер-классах, поговорить о самопробах и нетворкинге, встретиться с кастинг-директорами, узнать об участии в международных проектах (не все безвозвратно закрыты). Анна Котова-Дерябина призвала начинающих коллег искренне радоваться чужому успеху. Евгений Сангаджиев — теперь не только успешный актер, но и режиссер — рассказал о съемках сериала «Балет» с участием профессиональных танцовщиков. Евгения Ахременко поделилась опытом самопроб для проекта НВО.

Несколько лет назад на Урале проходила театральная лаборатория, участницы которой отправились в лес ради своего проекта и не вернулись. Их искали два отряда поисковиков и обнаружили только ранним утром. По счастью, ночи были теплые, и девушки не замерзли. До начала нынешней кинолаборатории актриса Анастасия Колесина заявила, что доберется из Санкт-Петербурга в Екатеринбург пешком. И все ради того, чтобы на нее обратили внимание и пригласили на фестиваль. Она всячески развивала свою пешеходную идею, но потом выяснилось, что долгое путешествие было иллюзией. Но цели своей молодая актриса достигла и теперь имеет возможность с десятками других дарований участвовать в актерской лаборатории. Начинающие актеры мечтают сниматься у Константина Богомолова, а фильмы Андрея Звягинцева им кажутся далекими от действительности. Они-то сами живут радостно, а у него такая беспробудная провинциальная тьма.

Юлия Снигирь и Евгений Цыганов на открытии фестиваля. Фото: Пресс-служба фестиваля

Пока начинающие актеры заняты штудиями, Юлия Снигирь, ставшая для многих из них идеалом, работает в составе международного жюри игрового конкурса. В его состав вошли кинематографисты из Ирана, Южной Кореи, Кыргызстана, Италии. Пожалуй, самая экзотическая картина, которую им предстоит оценить, — «Красная курте» Сахысалыха Байрамова из Туркменистана. Представлял ее заместитель руководителя объединения «Туркменфильм» Сахысалых Байрамов. Это его дебют в игровом кино. До этого Сахысалых снимал документальные картины, работал как актер. Подростком он снимался в фильме «Сын», где сыграл сына солдата. Теперь уже его сын сыграл мальчика в «Красной курте». Перед началом показа режиссер угощал зрителей дыней в шоколаде, организовал мини-выставку национальных головных уборов — от тюбетеек до тельпека, лохматой овечьей шапки. Ее прижимает к груди главная героиня, для которой это напоминание об ушедшем на войну женихе. Невесту сыграла красавица-студентка второго курса Туркменского института культуры Айна Джумаева. Она уже работает в Пушкинском театре Ашхабада. Айна да еще актер, сыгравший почтальона, — профессионалы, в остальных ролях заняты местные жители. Картину съемочная группа из 20 человек сняла за четыре месяца при 50-градусной жаре.

Идет Великая Отечественная война, и главный герой Меретли в день свадьбы отправляется на фронт. Свою невесту Говхер он не видел, но она будет ждать его возвращения всю оставшуюся жизнь. Жених напишет невесте письмо, где пообещает вернуться с победой. Весь свой вдовий век Говхер будет носить накидку курте, какие в Туркменистане положено не снимать сорок дней после свадьбы. В конце фильма прозвучит советская песня Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова, всем известная в исполнении Марка Бернеса. Строки «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей…» споют на туркменском языке. А написаны они экс-президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым.

Декорации из камыша напомнили «Последнюю «Милую Болгарию» Алексея Федорченко, скупившего весь камыш в стране перед съемками. Как оказалось, «Красную курте» снимали в туркменском ауле, хотя часть декораций все-таки специально построили. С домашними животными связаны самые трогательные кадры — это беспомощный щенок, ягнята и козлята, за которыми ухаживает Говхер, красавец-конь, конфискованный какими-то людьми во имя родины и победы. Солдат так и не вернется с войны. До глубокой старости его невеста будет ему верна и прождет своего идеального мужчину. В финале мы увидим архивные кадры 2012 года, где 85-летняя Нурби рассказывает о том, как ждала жениха. Ее история и легла в основу фильма.

Источник: mk.ru

Похожие записи