Еврейский философ и Диана Вишнева совершили мультимедийное путешествие

Еврейский философ и Диана Вишнева совершили мультимедийное путешествие

Режиссер Андрей Сильвестров создал в Электротеатре вертеп цифровой эпохи

В Электротеатре «Станиславский» состоялась премьера мультимедийного проекта «Жизнь и необыкновенные приключения Соломона Маймона» в постановке Андрея Сильвестрова. В его основе — «Автобиография» еврейского философа XVIII века, занятого поиском истины и свободы. Авторы необычного действа, назвавшие его самопоказывающим электрическим фонарем, позволили нам побывать на адаптированном под современные вкусы ярмарочном представлении.

Медиавертеп в Электротеатре

Фото: Светлана Хохрякова

Никаких гуляний, конечно, нет, мы ведь не на шумной  ярмарке с ее балаганами, которые когда-то писатель Гиляровский назвал гнездом разврата. Напротив, все стильно, чинно,  с интеллектуальным шиком, как это умеют делать в Электротеатре. Публика тоже собирается интеллигентная. Понятие «вертеп», означавшее деревянную коробку, в которой проходили  кукольные представления для народа по   библейским и комическим сюжетам,  уже в XIX веке ассоциировалось с развлечениями, способным привести в бегство благородное семейство, по неведению заглянувшее  в ярмарочный балаган. Пикантные вещицы в убогих   декорациях, сочетание  высокого и низкого сопровождали подобные  представления. Массовый вкус требовал чудес и подвигов, превращений и дешевых эффектов, а также  предельно простых историй.   

Перед зрителями Электротеатра – сооружение с множеством окошек, напоминающее алтарь. Создано оно по образу и подобию старинного вертепа, трансформировавшегося в самоработающую электрическую коробку, как ее назвали создатели необычного действа. Возникают и другие ассоциации и определения, которые подкидывают во множестве авторы:   мультимедиа-спектакль, видео-арт-инсталляция, житийный спектакль, видео-вертеп, медиатеатр, цифровой вертеп и так далее.  Видео-сценография Степана Лукьянова строится по принципу коллажа печатной  графики XVIII-XIX веков.   

Главный герой — ученый и философ Соломон Маймон, родившийся  в середине XVIII века в небольшом еврейском местечке на территории нынешней Белоруссии. Карьере раввина и врача он предпочел  путь исканий, стал философом и оппонентом  Канта. На родине знаменитого немецкого ученого в Кенигсберге мы побываем вместе  с  Маймоном, пройдем весь  путь самого Соломона из провинциального городка до Берлина. «С детства он проявлял разнообразные таланты, которые позволяли ему достичь существенных успехов в той или иной области и занять хорошее место и положение. Но каждый раз добиваясь результата и хорошего положения, он обнаруживал границы этого мира и, стремясь к совершенству, отправлялся во все в новые и новые приключения,» — говорит Андрей Сильвестров. 

Фигура Соломона Маймона появляется в раешном театре как вспышка. В оконцах мы видим и других героев повествования. Отец, родные и незнакомые люди, хасиды и польские паны сопровождают главного персонажа на  протяжении  жизни.  Кажется, что все они парят над землей как у Шагала.   

Мы погружаемся в еврейский местечковый быт второй половины XVIII века, узнаем о том, как Соломон познавал мир, шел к  богу,  женился в 11 лет и в детском возрасте боролся с тещей, содержавшей постоялый двор в Несвиже. Его жизнь сама по себе удивительна и полна чудес. 

Фото: Ирина Григорьева

По словам Андрей Сильвестрова, он создал не спектакль, поскольку нет в нем живых актеров, не фильм, так как изображение не помещается на экран, и  не инсталляцию, поскольку основным содержанием не является визуальный образ. Но  это и спектакль, ведь мы находимся в театре, где актеры, пусть лично не присутствующие на сцене, все-таки играют. Это и фильм, где действие транслирует проекция, и инсталляция, поскольку имеется специально созданная  конструкция, производящая действие, образы и смыслы. В театральной программке указаны авторы сценария, не пьесы, — Ури Гершович, Люся Артемьева и сам режиссер  Андрей Сильвестров, а также оператор  Владимир Усольцев и художник анимации Илья Старилов, материализовавший мысли героя во вполне осязаемые образы и призрачные тени прошлого.      

Действо идет около полутора часов и в какой-то момент становится однообразным.  Кажется, что по энергии и наполнению  хватило бы и половины. Титры сообщают, что это только начало, последует  продолжение. 

У Андрея Сильвестрова причудливая и буйная фантазия. Он человек-оркестр:  режиссер, продюсер, президент и куратор. Андрей занимался  Канским  видеофестивалем (не путать с Каннским), проходящим в Канске Красноярского края,   продюсировал участвовавшие в Берлинале фильмы «За Маркса» и «Эликсир»,  а также основанный на видеодневниках незнакомого человека фильм «Дуракам здесь не место», показанный в Роттердаме. Как режиссер и продюсер Сильвестров снял два «Бермингемских орнамента» в соавторстве с Юрием Лейдерманом, которые участвовали  в кинофестивалях Венеции и Рима. Его картина «Прорубь» — о телевидении, подменяющем реальность, стране, живущей в режиме непрекращающегося  телешоу и наблюдающей за президентом, вылавливающем  в проруби щуку. Андрей Сильверстов создал в Большом театре видеодекораций для опер «Снегурочка» и «Мазепа»,  видеопроекции для музыкального проекта «Страсти по Матфею-2000». Сразу после премьеры в Электротеатре презентовал свой фильма «Слепок», созданный совместно с Международным фестивалем современной хореографии Context. Diana Vishneva  и Государственным музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Опять выбрана причудливая форма — кросс-медийное произведение. Объединяет она изобразительное искусство, современный танец, музыку и кино. Главным материалом становится тело человека, а героиней и проводником между эпохами – прекрасная Диана Вишнёва.

Диана Вишнева представляет фильм «Слепок». Фото: Ирина Григорьева

«Мы путешествуем из эпохи в эпоху. Обнаруживаем, что у каждого времени своя пластика тела, и эта пластика не только про красоту, но и про политику, и про устройство мира. Мы находим для каждого времени свой язык, на котором говорит изображение. Диана становится нашим проводником, она Эвридика и Орфей одновременно; проходит сквозь времена, чтобы обнаружить перед нами и нашими зрителями не только прошлое, но и настоящее, и будущее. Музей похож на волшебный кристалл, через который проглядывает образ синтетического искусства XXI века», — рассказал о новом проекте Андрей Сильвестров.

Источник: mk.ru

Похожие записи