Герхард Рихтер сломал стереотипы: о чем говорит продажа его «192 цветов»

Герхард Рихтер сломал стереотипы: о чем говорит продажа его «192 цветов»

Этапная работа 90-летнего художника ушла с молотка за $20,5 миллиона

Работа 90-летнего немецкого мастера Герхарда Рихтера продана на аукционе в Лондоне за 18,3 млн фунтов стерлингов ($20,5 млн). Это отнюдь не рекорд за произведение одного из самых дорогих и влиятельных ныне живущих художников, однако новость вызвала бурную реакцию в арт-среде и не только. Что такого в картине «192 цвета», почему ее сегодня обсуждают не менее горячо, чем в 1960-х, когда она была создана, разбирался «МК».

Этапная работа 90-летнего художника ушла с молотка за $20,5 миллиона

Фото: AP

Картина «192 цвета» — одна из первых абстрактных работ художника. Она была создана в 1966 году и ознаменовала новый этап в его творчестве. После немецкий мастер написал еще немало «цветовых таблиц» — абстракций из разноцветных квадратиков. А позже даже создал в том же стиле витраж для собора в Кельне — из 4900 оттенков. В 1960-х «цветовые таблицы» Рихтера были восприняты неоднозначно и вызвали бурную реакцию. Множество квадратов разных цветов сравнивали с системой социального устройства, где общество было разделено на ячейки и человек должен был занять одну из них.

Сначала художник выбирал цвета случайным образом: просил друзей наобум назвать цвета, а потом систематизировал их в таблицы. А в 1970-х разработал целую математическую систему для смешивания цветов и случайных операций для их размещения. То есть Рихтер соединил воедино порядок и хаос и наполнил их цветным содержанием. Для истории искусства, как и для Рихтера, работа «192 цвета» этапная не только потому, что первая в своем роде. «В ней цвет приобретает автономию в качестве живописного элемента… Здесь цвет уже не функционирует как часть системы денотативных хроматических нюансов, но при этом и не следует модели, которой придерживались теоретики и практики цвета, некогда заявившие об открытии его научной точности», — писал об этой картине известный французский арт-критик Бенджамин Х.Д. Бухло в 1977 году.

— Конечно, продажа работы Герхарда Рихтера за такую сумму — это очень хороший знак для международного рынка и конкретно для рынка работ ныне живущих художников, — говорит «МК» научный сотрудник Государственного института искусствознания, специализирующийся на изучении арт-рынка, Инна Пуликова. — Герхард Рихтер в тройке рейтинга самых дорогих ныне живущих художников. Нынешняя продажа — очередное подтверждение его статуса и значимости его творчества. Важно, что эта работа этапная — с нее начался абстрактный период. После пандемии, которая нанесла удар по мировому арт-рынку, и на фоне нынешнего глобального экономического и политического кризиса — хороший признак.

Кстати, вечерние торги современного искусства, где и состоялась продажа этапной работы Герхарда Рихтера, Sotheby’s называл самыми успешными с 2015 года. На аукционе было продано 90% лотов. И пусть рекордов не было (собственно, картина «192 цвета» продалась с небольшим превышением оценки), но сам факт оживленного интереса к современному искусству в нынешних экономических реалиях говорит о том, что ситуация на арт-рынке налаживается после спада.

— В самом по себе аукционном результате нет ничего сенсационного, — говорит «МК» специалист по арт-рынку Владимир Богданов. — 18,3 миллиона фунтов (20,5 миллиона долларов) для Рихтера сегодня скорее вариант нормы. У художника были продажи и по 30 млн долларов, и по 40 млн, и даже выше. Впрочем, каждый успех этого художника по-прежнему приковывает внимание. Ведь карьера Рихтера для многих это красивая история и символ надежды. В этом смысле Рихтер разрушитель многих стереотипов. Ведь как говорят? Если к 40–50 годам картины не стали стоить денег, то шансы невелики. Что прославиться теперь можно, только если делать эпатажное искусство. Что миллионы за картины начинают платить только после смерти художника. И вообще «в нашем возрасте влюбиться невозможно, потому что в человеке все недостатки видишь». А посмотрите на Рихтера… В конце 1980-х (Рихтеру было уже за 50) галереи не могли продать его картины, когда просили за них в районе $5000. А через 20 лет те же картины стали стоить миллионы и десятки миллионов. Сегодня Рихтер входит в топ-3 ныне живущих художников. И для этого ему не пришлось изображать сцену секса с Чиччолиной или заливать формалином акулу. Его абстракции и метафизические натюрморты — это развитие идей послевоенного искусства. А очередные 20 миллионов долларов — дополнительное подтверждение, что рынок послевоенного искусства даже в эти чудовищные времена крепко стоит на ногах. К слову, в России точно так же. Опыт нашего аукциона показывает, что при всей драматичности событий рынок художников-шестидесятников демонстрирует хорошую ликвидность. Картины русских современников Рихтера — нонконформистов Рабина, Неизвестного, Немухина, Целкова, Краснопевцева, Беленка, Янкилевского — по-прежнему пользуются высоким спросом среди коллекционеров. Смелость их идей и магия времени работают по обе стороны границы.

Источник: mk.ru

Похожие записи