Художница из Казахстана: «Бывало, что в меня бросали камни»

Художница из Казахстана: «Бывало, что в меня бросали камни»

Айсулу Талканбай рассказала о гендерных проблемах казахстанского общества

Беспорядки в Казахстане привлекли внимание ко многим граням жизни в этой стране. Корреспондент «МК» на эту тему посмотрел с неожиданного ракурса, побеседовав с художницей Айсулу Талканбай, автором комиксов, существующих в поп-культуре на стыке литературы и живописи. Жительница Алма-Аты посвящает свои работы проблемам женщин, подростков и детей, при этом ее образ бодипозитивщицы с ярко окрашенными волосами часто вызывает неприятие соотечественников.

Алма-Ата

Фото: en.wikipedia.org

В Японии или Южной Корее комиксы остаются неотъемлемой частью реальности. Во время Второй мировой даже японские пропагандистские листовки делали в манга-формате. А вообще традиция картинок, рассказывающих забавные и увлекательные истории, восходит к средневековым монастырским свиткам и произведениям старых мастеров. У гениального Кацусики Хокусая был даже специальный альбом «Хокусай Манга». Корейцы (южные и в КНДР) свою версию комиксов – манхву —  считают национальным достоянием, но очевидно, что все это – плоды одного жанрового дерева. 

Энтузиасты комикс-арта живут по всему миру, не удивительно, что ее последователи есть и в Казахстане. Айсулу Талканбай под ником Ice Baby размещает свои остросоциальные произведения, с юношеским максимализмом надеясь если не изменить, то хотя бы «встряхнуть» этот мир. Причем ее аудитория в одной из социальных сетей переваливает за 11 тысяч человек. На примере «девочки с зелёными волосами, которая рисует комиксы и живёт на барахолке», можно отследить «невидимые» процессы в казахском обществе.

— Я закончила Алматинский колледж декоративно-прикладного искусства имени Орал Тансыкбаева — рассказала «МК» Айсулу —  Изначально поступала на факультет живописи, но в начале первого курса перевелась на роспись. В этом учебном заведении преподаватели считали неприемлемым, если студент пытался выработать собственную стилистику. Многих «гасили», чтобы они соответствовали требованиям.

Меня пытались заставить сдавать сессию на казахском языке и таким образом занижали оценки. Они меня воспринимали как казашку, но я на казахском не говорила и выбрала русскоязычный факультет. И сама платила за образование, кстати.

— Это была единственная проблема?

— Нет, к сожалению. Я как-то пришла в администрацию колледжа, чтобы записаться на разные активности для будущего портфолио. Но мне ответили: «Зачем тебе это? Ты же девушка, а девушки выходят замуж и потом творчеством не занимаются». Быть матерью – на этом роль у женщины у нас заканчивается.

Вторая проблема – это то, что нас учили копировать и держали в рамках культуры одного народа. Основным предметом была композиция орнамента, хотя можно изучать еще и арабскую, узбекскую, русскую традиции. Я старалась использовать африканские, славянские элементы. И мне за это «прилетало». Честно, я никому не советую поступать на художника в Казахстане: если хотите получить образование и нет бюджета на дальние страны, лучше попытать удачи в российских вузах.

— Комиксы, получается, ты освоила самостоятельно?

— Да. Мое направление это стрипы (ряд изображений из двух-четырех кадров) и эксплейнеры, а если на японский манер, ёнкома – комедийные картинки, прикольчики, мемы. При этом я могу рисовать и классические комиксы – со всеми детализациями, реализмом, разными ракурсами. Хотя мне больше всего нравится совмещать два стиля и раскрывать драматичные истории.

Фото: instagram.com/icebabyscomics

— Тебе ближе азиатские или американские образцы?

— Если сравнивать с западными комиксами, то азиатские более изобретательные. Сейчас в этой индустрии впереди Южная Корея. У корейцев получается лучше других вносить новые идеи в комиксы. А западные редко читаю, и только те, что на слуху – «Хранители», «Скотт Пилигрим» или «Маус. Рассказ выжившего» Шпигельмана. Теоретик комикса Скотт Макклауд не зря говорил, что в Азии нет рамок, в отличие от Запада.

— В Азии больше свободы, чем в Америке? Звучит парадоксально!

— В плане творчества свободнее — автор и художник комиксов чаще всего один и тот же человек. А в Штатах от пяти до десяти человек над одним проектом работают, и ты можешь отвечать за единичный процесс, а в создании сценария не учувствуешь.

— С чего начинается комикс?

С банального — приходит идея, потом ты пишешь небольшой сценарий, Если говорить о стрипах — надо прописать диалоги и сценки, вызывающие улыбку. Потом сделать раскадровку, чаще всего она получается с первого раза. Я делаю сначала фреймы (рамки), а потом создаю внутри композицию, показываю действия и движения. За эти годы натренировалась так, что десять страниц не составляет труда нарисовать за три дня.

Фото: instagram.com/icebabyscomics

— Какие темы тебя привлекают?

— Злободневные. Высмеивание стереотипов, защита прав женщин, буллинг в молодежной среде, неприятие себя. Насилие над детьми и подростками. Это то, что мне близко и что бы я хотела раскрыть, как-то повлиять на общество. Когда эта тема громко «выстрелит», все об этом говорят, но тут же забывают.

Когда я изучала популярных блогеров, то заметила, что при их огромном числе подписчиков они не говорят о том, что действительно важно. Поэтому завела свой блог. Мы же думаем, что все эти проблемы где-то за закрытыми дверями, а они у нас перед носом

— В Казахстане у молодежи есть возможность свободно заниматься творчеством?

— У нас нет площадок для самореализации. Я не имею ввиду Сеть, а именно физические площадки. Конечно, проходят фестивали, но люди, которые все эти организуют, нацелены заработать на субкультуре, популярной у молодежи. И крайне сложно найти работу по своему направлению, даже если есть издательства по комиксам, компании, разрабатывающие игры, труд художников и дизайнеров оплачивается ниже прожиточного минимума. Я понимаю творческих людей, которые уезжают отсюда.

— Фактор невосприятия срабатывает?

— Когда я заявляю, что рисую комиксы, многим кажется это невообразимым, потому что комиксы «читают тупые люди». Приходится объяснять, что это очень разноплановое искусство. Это же не видео и не просто изображение, комикс имеет нарративную структуру.

Обывателю лучше «залетают» короткие ролики. Все идет на упрощение, чтобы люди быстро могли понять заложенный в постах смысл и дальше шли по своим делам. Их сложно научить вдумчиво относиться к творчеству. В Японии, Китае, Корее населению не надо объяснять, как все работает, потому что манга интегрирована в жизнь. Так даже новостные издания выходят в виде комиксов.

Фото: instagram.com/icebabyscomics

— Позволь личный вопрос. Как живется девушке с ярким образом и волосами зеленого цвета в главном мегаполисе государства с сильными мусульманскими традициями?

— Я живу в районе, где сконцентрировано огромное количество радикальных мусульман, у нас неподалеку есть мечеть, где ежедневно в 3-4 часа утра начинаются молитвы. Я часто встречаюсь с негативом, но не здесь, а когда гуляю в центре. Там нередко понимаю, что вот эта группа людей смотрит агрессивно и произойдет конфликт. Тогда я ухожу в какой-нибудь темный переулок. А чаще всего я предпочитаю вообще не выходить из дома.

Бывало такое, что в меня бросали камни. Или я обнаруживала в волосах жвачку. Или дяденька стоял на балконе, а завидев меня, начинал плеваться. Но встречаются и благожелательные бабулечки: «Ой, какой у тебя красивый цвет волос».

— А в онлайне хейтеры дают о себе знать?  

— Когда выкладываю комиксы про бодипозитив, многие со мной бывают не согласны. Говорят, что бодипозитивщики пропагандируют ожирение, хотя никто никогда не заявлял об этом.

Но вот есть чувак из Интернета и он обеспокоен твоим диабетом. Хотя лишний вес не потому, что ты ленивый какой-то. У девушек свои причины: нарушение гормонов, кто-то находится в процессе лечения и вес скачет. Но не должно заботить никого, какие проблемы у персоны, которая с этим борется. Бодипозитив — это сигнал: «Все поправимо. Со мной все в порядке».

Источник: mk.ru

Похожие записи