Художник вырастил в бомбоубежище поющие грибы

Художник вырастил в бомбоубежище поющие грибы

Анархическая инсталляция в подземелье

Во время войны и налетов немецких самолетов на Москву это подземелье служило бомбоубежищем. Оно и сейчас выглядит как катакомбы, но используется как арт-площадка. В полутьме галереи «Бомба» каждый зал сияет своим загадочным светом – зеленым, фиолетовым, красным. Одно из помещений этого потустороннего пространства населено сотнями поющих грибов. Эта инсталляция Сергея Катрана задает тему всего проекта «Тысяча рукопожатий».

Фото: Татьяна Сушенкова

Каждый керамический гриб создан с помощью дружеского жеста – художник зажимал глину в руке, как бы здороваясь с материалом, а потом придавливал ее сверху ладонью, так у гриба появлялась шапка. Идея кристально проста и как никогда актуальна – речь о взаимопомощи, дружбе, линейных отношениях в социуме, свободном от иерархии, коммерции и правил — как место, где расположилась тотальная мультимедиа инсталляция.

Эпиграфом к мультимедиа инсталляции становится китайская притча, изложенная на керамических плитках с помощью иероглифов. История эта повествует о двух зайчиках, которые радостно бегали по полянке, собирали грибы и не знали забот. Потом один из них задумался о смысле жизни, а следом второй, оба загрустили, начали спрашивать всех зверей о сути бытия, но никто не давал ответ.

И тут один заяц вспомнил все напасти, какие им пришлось пережить: как на них нападали лисы, как они голодали после засухи, и тогда не думали о смысле жизни, а думали, как выжить. «Сейчас мы сытые, запасов хватает, звери нас не обижают, погода теплая, жить радостно! Но мы зачем-то ищем смысл жизни… Получается именно сейчас мы его потеряли?», – подытожил один из зайцев. Природа умнее и добрее нас, людей, считающих себя властителями мира и выстраивающих сложные правила и системы отношений в обществе. Об этом и весь проект. 

В следующем зале мы находим уютную гостиную, собранную из мебели и деталей интерьера, оказавшихся под рукой у художника Натальи Тимофеевой. Эти советские вещи, быть может, помнят те времена, когда это место использовалось как бомбоубежище во время войны.

В еще одном зале с низкими потолками на полу светится малиновым цветом строчка из 14 цифр. Это геолокация необычной арт-точки на карте Москвы, расположенной на территории центра творческих индустрий «Фабрика». А финальном зале мы встречаем главного героя – грибницу, которая словно выросла сама собой в этих катакомбах. Здесь звучит странная песня, напоминающая инопланетный шум (саунд для проекта написал музыкант Олег Макаров).  

Фото: Татьяна Сушенкова

– В этой инсталляции мы с Сергеем говорим о низовых художественных само организациях, которые как грибы хаотично возникают в комфортных им местах. Гостиная создает приватное пространство, куда пускают не всех, а приближенный круг художников, но здесь я делаю эту зону видимой и открытой для каждого. Геолокация – словно якорь, это постоянные данные, которые идентифицируют местонахождение нашей «арт-грибницы», где художники могут свободно общаться и мыслить, – рассказывает Наталья Тимофеева.

Грибы не случайно становятся основном лейтмотивом проекта. Это особое царство, которое имеет признаки и растений, и животных. Сергей Катран, не только художник, но биолог, вслед за многими исследователями с мировым именем считает, что грибы способны наделены альтернативным интеллектом и эмоциями. И их мир куда справедливее нашего – в нем нет иерархии, это царство равных возможностей. Грибница – своего рода модель децентрализованного общества.

Первые керамические грибы Катран сделал с помощью главного жеста сотрудничества – рукопожатия – несколько лет назад. Сейчас в его коллекции – тысяча таких грибов. У Сергея есть и соавтор – чайный гриб по имени Опёника, и она давно стала видным участником российской арт-сцены. Как? Просто Катран каждое утро выпивает напиток с чайным грибом, и бактерии, которые попадают в его организм, начинают действовать на него и заражать Сергея новыми художественными идеями, рассказывает он. Опёника помогла и с этой инсталляцией.

Стоит добавить, что в этой анархической грибной арт-истории отразились многие мировые тенденции. Взять хотя бы идею скульптуры с отпечатком ладони. Подобный метод использовал и Урс Фишер, автор «Большой глины №4», что установлена на Болотной набережной и стала объектом широких дискуссий.

Впрочем, идея у Фишера иная – швейцарец размышляет об акте творения как таковом, а Катран – о социальном взаимодействии, построенном дружбе, взаимопомощи и открытости. Но жест схож, пусть и с разным посылом. Кстати, российский художник не знал о скульптуре Фишера, когда начал свою серию. Второй немаловажный момент состоит в том, что Катрана с его идеей биоцентрического мира, которая живет в нем не первый год, попал в свежую струю: куратор 59-й Венецианской биеннале Сесилия Алемани тоже считает, что эпоха антропоцена прошла, идея о превосходстве человека устарела, пришло новое время. Курс на линейные социальные связи опять же как никогда актуален. Так что, похоже, в свободном подполье с мирным названием «Бомба» рождается истина новой эры…

Источник: mk.ru

Похожие записи