Художник запер отчаяние в клетках

Художник запер отчаяние в клетках

Но эмоции вытекли разноцветной краской на улицу

Депрессия, отчаяние, тоска… Эти гнетущие эмоции художник Марина Звягинцева расфасовала по бутылкам и заключила в клетки, но яркие краски жизни все равно просочились сквозь оковы, пересилили страх и чувство тотального одиночества. И вырвались на волю яркими потоками красок. Несмотря на то что проект «Запертые чувства» готовился загодя, он оказался точным художественным откликом на ситуацию времени и на актуальную повестку дня. Наверное, каждый сегодня ощущает себя именно так, как показано на мультимедиавыставке Звягинцевой в центре творческих индустрий «Фабрика». Не случайно открывает проект ее инсталляция в виде клетки со стулом, словно в зале суда: только из этого арт-заточения можно выйти, в отличие от реальной действительности.

Иной раз искусство невероятно точно попадает в нерв времени и бьет в самую суть коллективного бессознательного, становится зеркалом общественных настроений и ощущений. Так случилось с проектом художника Марины Звягинцевой «Запертые чувства», который она планировала представить еще год назад. Однако из-за пандемии выставку перенесли, а ее содержание и концепция трансформировались в течение 2020 года. Проект удалось представить только сейчас, ведь долгое время все арт-пространства были закрыты в Москве. И вдруг оказалось, что эта выставка — больше, чем про ощущения пандемии и ее последствий…

На входе в зал «Оливье» ЦТИ «Фабрика» установлена небольшая белая клетка. Каждый может войти вовнутрь, сесть на одинокий стул и почувствовать себя в заключении. А еще ощутить, что условия несвободы не бывают вечными. Из-под клетки по белому настилу растекаются волны красной краски, которая уже на воле смешивается с синей. Клетка установлена на подиуме в виде пазлов, несколько кусочков оторваны от остальных, они наиболее насыщены цветом. Рядом с инсталляцией, которая называется, как и весь проект, «Запертые чувства», на асфальте виднеется потертое слово «свобода». Оно часть проекта «Карта памяти» Марины Звягинцевой, который она делала на «Фабрике» два года назад и что теперь стало актуальной частью новой выставки. 

«Клетка свободы» предваряет выставку, которая разместилась в зале «Оливье». Здесь создана тотальная инсталляция — мы оказываемся в квартире. На полу белым скотчем обозначена условная разметка помещений. Вначале прихожая: здесь установлены две белые клетки, из которых виднеется обувь, окрашенная, как и инсталляция «Запертые чувства», в технике биотипия («текучая» живопись на воде — фирменный стиль автора). От одной клетки к другой стремятся два цветных потока, красный и синий, которые смешиваются посредине. Это визуальное отражение человеческой энергии, которая, даже находясь на расстоянии, требует близости — пусть мы живем в условиях социальной дистанции, но все равно не можем без других людей. Человек социальное существо, и даже если пандемия или что-то иное загоняет нас в четыре стены, мы не можем отказаться от коммуникации. От стремления к свободе…

Из прихожей можно попасть на кухню, где в холодильнике вместо продуктов разноцветные бутылки, в которых закупорены эмоции: отчаяние, одиночество, меланхолия, тоска, фрустрация, тревога… Другая условная дверь ведет в гостиную, где напротив экрана стоит гигантский стул. В «окне во внешний мир» вместо новостей плывут потоки краски, и возникает образ художницы. Меж этими кадрами появляются названия тех же сложных эмоций, которые мы испытывали весь прошлый год и которые ощущаем и в новом, не менее сложном году. В других частях зала находим ванную с картинами в синих тонах (под ними на стенах не привычные названия, а перечень гормонов — такие обозначения на всей выставке), спальню с кроватями из волн, освещенных синим светом, гардеробную, где висят свитшоты и футболки со словами «Не трогайте лицо руками» и «Соблюдайте дистанцию», там же установлена еще одна клетка… В ней заключена белая куртка, застывшая в форме человеческого тела, но только само тело вышло из одежды — вытекло красной краской на волю. Мы видим под одеянием ботинки, от которых за пределы заключения выходят потоки цвета.

В центре пространства вместо окна еще один огромный экран, который работает как кривое зеркало реальности. Зритель видит в нем отражение окружающего пространства и свое собственное, однако в разноцветных потоках биотипии. В окне мы надеемся увидеть «наружу», но вместо этого смотрим на себя, погружаясь снова в эмоции. 

— Все те эмоции, которые мы пережили за последний год и продолжаем переживать сегодня, я попыталась «упаковать» и сделать осязаемыми, — говорит художник. — Этот проект представляет собой образ квартиры, внутри которой мы были вынуждены оставаться один на один со своими чувствами. Нет плохих и хороших эмоций, они просто есть, их надо принять и пережить. Моя тотальная инсталляция — своего рода контрастный душ, где за короткое время можно прожить море ощущений и через этот опыт принять все, что с нами происходит. Я придаю этому видимую форму, и этот опыт, надеюсь, позволит двигаться дальше, начать что-то делать, а не только переживать… 

Источник: mk.ru

Похожие записи